Эльвира Летифова — доцент БГУ

Эльвира Магомедовна Летифова — цахурский учёный, кандидат исторических наук (2001), доцент исторического факультета Бакинского госуниверситета. Тема кандидатской диссертации: «Илисуйское султанство (историко-этнографическое исследование)».
Эльвира Летифова родилась 19-го декабря 1974 года в городе Махачкала в семье врача и экономиста. Ее родители родом из цахурского села Микик. Потом семья переселилась в подмосковный город Клин, куда направили ее отца, Магомеда Летифова, в качестве военного врача. В 1981–1991 гг. она училась в Кахской городской средней школе №3 Азербайджанской Республики. Окончила школу с серебряной медалью. В 1991 году поступила на исторический факультет Бакинского государственного университета по специальности «историк-востоковед». В 1996 году окончила университет с отличием. В том же году по решению Ученого совета исторического факультета БГУ поступила в аспирантуру. В 2001 году под научным руководством тогда доктора исторических наук, профессора, ныне академика Ягуба Махмудова и доктора исторических наук Арифа Мустафаева защитила кандидатскую диссертацию.
С 2001 года начала работать преподавателем на кафедре истории древнего мира и средних веков исторического факультета Бакинского государственного университета. В настоящее время продолжает работать на той же кафедре в должности доцента. По совместительству является ведущим научным сотрудником Института истории имени А.А. Бакиханова Национальной академии наук Азербайджана. Замужем. имеет двоих детей. Супруг, Гасымов Таджиб Меджидович, работает врачом-стоматологом в стоматологической клинике Азербайджанского медицинского университета. Дочь, Наиля Гасымова, студентка факультета психологии университета имени Йылдырым Баязита в Анкаре (Турция). Сын, Меджид Гасымов, учится в Технико-гуманитарном лицее города Баку.
Эльвира Летифова является автором более 90 научных трудов, в том числе трёх монографий, и соавтором коллективного труда «Северо-западный Азербайджан». Первая монография под названием «Северо-западный Азербайджан: Илисуйское султанство» была издана в 1999 году. В 2010 году вышла в свет вторая монография – «Илисуйское султанство». В 2013 году в Германии была издана третья монография под названием «Илисуйское султанство: очерк истории и духовной культуры». По данной теме Эльвира Летифова выступала с докладами на многочисленных международных конференциях и симпозиумах в Азербайджане, России, Грузии, Турции, Польше, Румынии и Германии.
В своих монографиях автор комплексно исследует историю и этнографию Илисуйского султанства как государственного образования, возникшего во второй половине XVI века и просуществовавшего до 1844 года (территория его находилась в пределах современного Азербайджана и Дагестана). Особое внимание в своих монографиях Эльвира Летифова, помимо истории и этнографии султанства, уделяет исследованию периода Кавказской войны и деятельности последнего цахурского султана, наиба имама Шамиля, Даниял-султана. Опираясь на данные генеалогической таблицы султанов Илисуйских, а также на датировки фирманов на имя цахурских ханов и илисуйских султанов, Э. Летифова сделала вывод о перенесении центра султанства из Цахура в Илису в конце XVII – начале XVIII вв.
Здесь же автор доказывает несостоятельность утверждений некоторых историков XIX в., а также грузинских исследователей о том, что территория Илисуйского султанства, равно как и территория Джаро-Белоканского вольного общества, якобы испокон веков принадлежала Грузии и была населена исключительно грузинами; раскрывает трагические последствия расчленения территории султанства в результате «дальновидной политики» Российской империи. В этой связи отмечу, что Илисуйское султанство, как и другие ханства и вольные общества на территории современного Азербайджана и Дагестана, было самостоятельным государственным образованием, которое находилось в сфере влияния османской Турции и Российской империи.
Благодаря монографиям Эльвиры Летифовой мы можем представить период существования Илисуйского султанства, столицей которого сначала был Цахур, а потом Илису, где основную часть населения составляли цахуры. В её трудах, помимо исторических моментов, много внимания уделено исследованию земледелия, скотоводства, подсобного хозяйства, домашних промыслов и др.

«РН»