Ситуация с распространением коронавирусной инфекции в республике продолжает оставаться напряженной. В республиканских ЛПУ открываются дополнительные койки для пациентов с коронавирусной инфекцией.
О том, какая ситуация складывается в лечебных учреждениях и работе в период пандемии корреспонденту РИА «Дагестан» рассказал главный врач РКБ № 2 Ибрагим Магомедов.
– Ибрагим Уцумиевич, вы уже несколько лет возглавляете РКБ-2, что сегодня представляет собой больница?
– История нашего учреждения достаточно давняя. Она берет начало с того момента, когда здесь была поликлиника управления делами совета министров ДАССР. В Республиканскую клиническую больницу № 2 она была преобразована в 2019 году соответствующим постановлением правительства республики, и с тех пор оказывает первичную медико-санитарную помощь и специализированную медицинскую помощь, в том числе высокотехнологичную по профилям: гинекология, хирургия, онкология и урология.
В настоящее время в медучреждении работает около 700 человек. Больница оснащена практически всем необходимым оборудованием, инструментарием, технологиями и специалистами, которые обеспечивают оказание медицинской помощи на современном уровне, удовлетворяющем требованиям Росздравнадзора по оказываемому спектру диагностики и лечения. Здесь я намеренно избегаю слово «услуг», поскольку считаю, что здравоохранение в России не является сферой услуг, а является социально важной частью структуры нашего общества и различных государственных функций.
– Все так привыкли уже к выражениям «диагностические услуги», «медицинские услуги»…
– Реализации социальных функций нашего государства состоят и в том, чтобы сохранять здоровье граждан. Сегодня я отвечаю и за рождение ребенка (сюда же входят вопросы планирования семьи); и профилактику инфекционных болезней; и профилактику основных неинфекционных болезней, влияющих на показатели смертности населения. Поскольку главная цель – это сбережение и улучшение здоровья народа, удлинение продуктивной части жизни населения, соответственно это не является сферой услуг. У нас нет прислуги у нас нет услуг, у нас лишь квалифицированные специалисты.
За последние два с половиной года больница получила очень быстрое и мощное развитие. Мы находимся в одном ряду с наиболее продвинутыми учреждениями в сфере здравоохранения и медицинских технологий не только нашего региона, но и российского уровня. У нас в Дагестане сегодня можно лечиться, не выезжая за его пределы. На базе РКБ № 2 выполняются практически все операции хирургического профиля; гинекологии, включая операции при доброкачественных опухолях; урологии и онкологии.
Что касается операций онкологического профиля, то мы работаем в тесном контакте и взаимодействии с республиканским онкодиспансером и патологоанатомическим бюро (для уточнения и морфологической верификации исследуемых прижизненных и удаленных препаратов), то есть используем мультидисциплинарный подход в лечении.
– У старшего поколения возможно сохранилось в памяти, что в «совминовскую больницу» сложно попасть рядовому гражданину. Смена статуса учреждения как-то повлияла на его доступность?
– Мы работаем по системе ОМС и к нам направляет пациентов любое лечебное учреждение, будь то государственное или частное. Кроме того, существует регламентирование протоков пациентов. Например, для ведения родов и при угрожающих жизни матери или плода возможных осложнениях родов, родильные дома направляют к нам женщин с сопутствующими патологиями заблаговременно. Для пациентов лечение в больнице бесплатное, в рамках программы госгарантий. Но он может выбрать и дополнительный режим, например, пребывание в палате повышенной комфортности. В принципе это уже не та больница, как раньше, и по структуре, и по своим возможностям, и по кадровому составу специалистов.
За несколько лет, благодаря значительной помощи Минздрава республики, для больницы закупили оборудование на 264 млн рублей, в том числе новый компьютерный томограф, на котором можно выполнять много программ исследований сосудов, нервов, костей, внутренних органов (в том числе на работающем сердце). Конечно под томограф пришлось реконструировать здание, пристроить помещение для установки блока бесперебойного питания специально под томограф.
Также были приобретены аппараты УЗИ, рентгеновская аппаратура, полный комплекс эндоскопической аппаратуры, эндоскопическая стойка. Дополнительно оснастили лаборатории и обновили операционные. Кстати, все они как полагается оборудованы системой вентиляцией и обеззараживания воздуха. Для удобства все хирургически активные отделения (урология, гинекология, хирургия) были выделены в отдельный корпус с операционным блоком. Учитывая частые проблемы с электроэнергией, оперблок обеспечен резервным питанием от двух дизель-генераторов, приобретенных за счет средств Минздрава РД. Также было открыто новое реанимационное отделение.
Кроме того, мы решаем вопрос строительства кислородной станции, что особенно актуально в период пандемии COVID-19.
Про то, как преобразился фасад РКБ № 2 говорить не буду, все итак всем видно. Скорейшему выздоровлению пациентов также способствует их эмоциональное состояние, а зелень вокруг корпусов и во дворе лечебного учреждения радует глаз. Со специалистами Минприроды РД и Горзеленхоза мы подготовили план озеленения территории больницы.
– Обновление медицинской техники и благоустройство территории это одна сторона медали. Как обновился коллектив больницы?
– В нашем коллективе собраны профессионалы своего дела. Если вы про обновление штата, то возглавив РКБ № 2, каких-то глобальных кадровых обновлений не делал, поскольку считаю, что человеку всегда надо предоставлять возможность проявить себя. Обновление скорее коснулось только способов и методов работы в условиях цифровизации медицины. Много усилий пришлось нам вкладывать для того чтобы персонал медицинского учреждения адаптировался к новым условиям работы, на новом оборудовании, на компьютерах для успешной работы в единой цифровой платформе. Для этого мы наняли специалистов и в течение 2–4 месяцев за свои средства обучали людей компьютерной грамоте, работе со специализированными программами.
Врачам-хирургам, соответственно, даем возможность повышать свое профессиональное мастерство. На дворе XXI век, в медицине применяются все новые и новые технологии и всему надо постоянно обучаться, чтобы идти в ногу со временем.
В нашей больнице более 67% операций проводятся эндоскопическими и другими малоинвазивными методами, которые не наносят большого ущерба (косметического) пациентам. Освоены новые уникальные способы закрытия грыж, пластики грыж. Внедрены новые методики в онкологии, гинекологи и урологии. Хирурги РКБ № 2 делают практически все операции и исследования, выполняемые при бесплодии, доброкачественных и злокачественных образованиях, выпадении внутренних органов, патологиях предстательной железы и других заболеваниях.
Нашими специалистами накоплен большой опыт по выполнению этих операций высокотехнологичными методами с использованием лазерных и плазменных технологий. Мы можем эндоскопическим методом зайти в любой полый орган и трубчатую структуру и доставлять в него другой медицинский инструмент или лекарство.
Говорят, «начальство хвалить – дело неблагодарное», но мне как главврачу приятно, что со стороны руководства региона и министерства здравоохранения есть понимание и поддержка, благодаря чему становится возможным следить за оснащением больницы, повышать квалификацию специалистов, проводить точную диагностику заболеваний и пополнять арсенал медикаментов для лечения пациентов.
В частности, когда возникает необходимость приобретения оборудования, стоимость которого выходит за пределы 100 тысяч рублей, а сейчас медоборудование редко стоит менее этой суммы. Взять к примеру медицинский компрессор, который стоит раз в 20 дороже обычного. Но он и надежнее обычного, а когда на кону жизнь человека, лучше не экономить.
– Насколько нам известно, Вы, несмотря на руководящую должность, сами тоже оперируете
– Да я оперирую и достаточно много, но это не для собственного удовольствия. Существует большой опыт, который приобретался предыдущими поколениями хирургов, которые учили в том числе меня. Я считаю, что похоронить его и забрать с собой было бы неправильно. За моими плечами очень мощная хирургическая школа профессора Мойше Сигала. Не умаляю достоинства других школ, но это была уникальная клиника с фундаментальным, абсолютно честным и глубоким, практически на уровне патофизиологии, подходом к работе. Поэтому сейчас все что имею, стараюсь передать коллегам.
А совмещать руководство клиникой и хирургию мне помогает правильная организация труда, навыки которой я также стараюсь передать подчиненным. Надо уметь грамотно ставить задачу и определять сроки ее выполнения. В большой организации важно чтобы все выполнялось вовремя и полностью. Одно дело, когда что-то зависит от одного человека (сумел или не сумел), а другое, когда от бригады специалистов. Представьте, что результат зависит от выполнения 15 или 50 разных задач. И если каждый не доделает хотя бы по 2%, что для одного человека не так много, то в итоге половина работы не будет сделана, если считать в общем. В ответственности за свой участок работы и кроется хороший результат.
– В период пандемии COVID-19 многие ЛПУ были перепрофилированы. В РКБ № 2 также развернуты «ковидные койки», дорого ли обходится лечение таких пациентов?
– В настоящий момент у нас официально развернуто 346 коек, но фактически заняты порядка 360 коек. Только в июле мы пролечили 1 200 человек. Отмечу, что лечение обходится очень дорого. На одного больного COVID-19 среднетяжелой степени тратится от 80 до 100 тысяч рублей, и это существенная сумма для бюджета больницы.
Для того, чтобы было кому лечить пациентов, мы приняли заблаговременные меры. К началу июня весь персонал РКБ № 2 прошел вакцинацию от COVID-19. Вопросов и отговорок ни у кого не возникало, поскольку мы видим пациентов с коронавирусной инфекций ежедневно и знаем, как сложно от нее избавиться, особенно если речь идет о новом штамме. Да и вообще, не будь вакцин трудно даже представить сколько было сейчас больных полиомиелитом, туберкулезом, пневмоний, оспой, сколько бы умерло от кори, дифтерии и других болезней, которые в настоящее время считаются побежденными.
Непонятно кто и почему разводит пропаганду против вакцинации от COVID-19, ведь примеры ее эффективности приводятся в открытых источниках. Принципы, по которым были разработаны вакцины от коронавирусной инфекции мало отличаются от разработок против других заболеваний. Но они гораздо лучше и чище, поскольку подход к их созданию был более четкий, жесткий.
Сегодня около 2 миллиардов населения планеты вакцинированы. Там, где прививочная кампания шла быстро – уже достигнут коллективный иммунитет и люди чувствуют себя спокойно (например, Израиль). Зарубежные вакцины эффективны в 70% случаев, но вакцинация проводится масштабно, отечественные препараты показывают 90%-ю эффективность, но число привитых в России около 8%, поэтому мы проигрываем вирусу, распространяющемуся намного быстрее чем охват населения профилактическими прививками.
Несоизмеримы также траты здравоохранения на прививочную кампанию населения. По некоторым данным себестоимость вакцины около 15 USD (около 1 100 рублей), но она позволяет избежать серьезных осложнений для здоровья, а затраты на лечение больного с осложнениями от COVID-19, переваливают за 100 000 рублей.
– Очевидно, что вакцинироваться лучше и проще, но в республике много противников прививок, какой на ваш взгляд можно найти выход из ситуации?
– Что касается бюджетников и людей, входящих в контингент, обязательно подлежащий вакцинации то здесь «антипрививочников» не так много, но проблема в том, что в общей массе населения Дагестана их доля не высока. По последним данным в Дагестане вакцинировано 267 140 человек, из которых 177 688 полностью завершили все этапы вакцинации, а проживают в республике более 3,1 млн, не считая мигрантов. Если темпы вакцинации не ускорятся, то бюджет здравоохранения региона будет еще несколько лет испытывать колоссальные нагрузки. В этой ситуации, до решения проблем с пандемией, я бы обязал всех противников вакцинации дополнительно застраховаться от COVID-19, чтобы в случае болезни покрывать расходы на свое лечение, поскольку здесь одними средствами ОМС не обойтись.
А еще думаю будет полезно проводить онлайн-экскурсии для противников прививок по «красным зонам» ЛПУ, но это уже вопрос взаимодействия со СМИ.
Справка РИА:
Республиканская клиническая больница № 2 включает 3 подразделения: Поликлиника № 1 со стационаром с ведомственным прикреплением к аппарату Президента Правительства Республики Дагестан; Республиканский гериатрический центр (РГЦ); Республиканский клинический госпиталь ветеранов войны и труда («Госпиталь ветеранов»).
На сегодняшний день РКБ № 2 полностью укомплектовано профильными квалифицированными специалистами. Из них: почетного звания «Заслуженный врач РД» удостоен 23 врач, звания «Заслуженный работник здравоохранения» – 18 работников среднего и младшего звена.
С момента создания РКБ № 2 в республике улучшилось качество оказываемой медицинской помощи населению старших возрастных групп.
Учреждение оснащено современным высокотехнологичным лечебно-диагностическим оборудованием, применяемым в повседневной практике. Здесь ежегодно проходят квалифицированное обследование и лечение тысячи пациентов со всей республики (в том числе в рамках программы ОМС). Совершенная клинико-лабораторная и эндоскопическая диагностика использует в своей практической деятельности высоко информативные методы на уровне лучших европейских клинических школ.
Со дня создания Республиканская клиническая больница № 2 является научной и клинической базой кафедр Дагестанской медицинской академии: госпитальной терапии № 2 с курсом клинической гериатрии; общей хирургии с курсом эндоскопической хирургии; кафедры неврологии и нейрохирургии с курсом усовершенствования врачей, а также, согласно приказу Минздрава РД, практической базой кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФПК с целью подготовки и усовершенствования руководителей республиканского здравоохранения.
Сотрудники РКБ № 2 публикуют собственные исследования в отечественных и зарубежных изданиях. Работники хирургического отделения – члены Российской и Европейской Ассоциаций эндоскопической хирургии. Аналитическим заключением многолетних научно-практических изысканий явились защищенные (кандидатские и докторские) диссертационные работы сотрудников в престижных специализированных диссертационных Советах Москвы и Санкт-Петербурга.
На базе РКБ № 2 выросла целая плеяда высококвалифицированных врачей, специалистов-профессионалов, владеющих методиками диагностики и лечения европейского класса. Создана мощная реанимационная служба, использующая в своей практике высокотехнологичные методы неотложной помощи.