К Международному дню защиты детей

Отчёт июньских дней начинается с особой даты -1 июня отмечается Международный день защиты детей.
Несмотря на то, что прокурорский надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних отдельно в Федеральном законе от 17.01.1992 №2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» не закреплён в качестве особой государственной функции, эта сфера деятельности является для прокуроров приоритетной. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26.11.2007 №188 « Об Организация прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодёжи» предписывает прокурорам субъектов РФ, городов и районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, поставить дело таким образом, чтобы прокурорский надзор обеспечивал максимальное исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних и молодёжи, пресечение и предупреждение преступности несовершеннолетних. В докладах Генеральной прокуратуры Российской Федерации, приуроченных к Международному дню защиты детей, особо подчёркивалось, что будущее государства зависит от полноценного развития подрастающего поколения. Деятельность прокурорских работников по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних образовательных учреждениях — это постоянные и комплексные мероприятия, целью которых является обеспечение надлежащих условий пребывания и обучения детей и недопущения нарушения их законных прав и интересов.
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств патриотизма и гражданственности.
Главой 11 Семейного кодекса Российской Федерации закреплены права несовершеннолетних детей, к ним относятся:
— право ребенка жить и воспитываться в семье;
— право ребенка на общение с родителями и другими родственниками;
— право ребенка на защиту;
— право ребенка выражать свое мнение;
— право ребёнка на имя, отчество и фамилию;
— изменение имени и фамилии ребенка;
— имущественные права ребенка.
Федеральный закон от 24. 07. 1998 года № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально -экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Среди несовершеннолетних более 70 % пострадавших являются дети в возрасте до 10 лет. В существующей модели образовательной деятельности в Российской Федерации обучение основам безопасности жизнедеятельности осуществляется в 8-9 классах. При этом необходимо учитывать, что направление защиты и развития детей является одним из показателей, влияющих на оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления. Совместная работа добровольческих (волонтерских) организаций и соответствующих структурных подразделений органов местного самоуправления на местах по данному вопросу может строиться по следующим направлениям:
1. Непосредственное участие в воспитательном и образовательном процессе несовершеннолетних.
2. Вовлечение несовершеннолетних в профилактическую работу через участие в коллективно -творческих, спортивных, культурно — массовых мероприятиях.
3. Целевая работа в местах проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, в том числе детей – инвалидов, малообеспеченных и многодетных семей.
4. Непосредственное участие в воспитательном и образовательном процессе несовершеннолетних.
5. Наиболее действенными являются мероприятия, проводимые в дошкольных учреждениях и в младших классах с привлечением наиболее подготовленных добровольцев-старшеклассников.
6. Вовлечение несовершеннолетних в профилактическую работу через участие в коллективно-творческих, спортивных, культурно-массовых мероприятиях.
В рамках культурно-массовых мероприятий организуется проведение конкурсов, викторин, экскурсий, дней открытых дверей в подразделениях пожарной охраны, праздничных мероприятий, посвящённых определенным памятным датам (День защиты детей, День спасателя, День пожарной охраны, День района и т. д.).
Одним из эффективных механизмов популяризации работы пожарных и спасателей является создание развитии Дружин юных пожарных (далее – ДЮП).
В соответствии с положениями статьи 25 ФЗ №69, приказа Минобрнауки России от 03. 09. 2015 №971 «Об утверждении Порядка создания и деятельности добровольных дружин юных пожарных» (зарегистрировано в Минюсте России 20. 10. 2015 №39369) ДЮП создаются при непосредственной поддержке органами, осуществляющими управление в сфере образования. Данная форма участия несовершеннолетних в возрасте от 10 до 17 лет позволяет не только прививать знания в области безопасности жизнедеятельности, а также умения, необходимые в случае возникновения возгораний или ЧС. Кроме того, агитационные материалы, подготавливаемые в рамках работаты ДЮП, легко усваиваются школьниками младших классов и старших групп детских дошкольных учреждений.
Целью проведения профилактической работы с подрастающим поколением будут не только оценка окружающей ситуации на предмет наличия ранее указанных нарушений на объектах культурно–массового, спортивного и развлекательного характера, используемых для детей, а также в местах проживания, отдыха, с незамедлительным доведением информации до взрослых. Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной среды. Одним из условий нормализации и развития учащихся является ранняя профилактика социальной дезадаптации, редукция социальных и психологических девиаций, в том числе суицидального поведения. Стратегической целью превентивной работы является развитие личности подростка, включающее осознание им собственных ценностей и смысла существования; развитие уверенности в себе и навыков успешного взаимодействия с окружающими; формирование созидательной и активной жизненной позиции.
Субъектами профилактической работы являются: специалисты образовательных организаций, учреждений социальной защиты населения и системы здравоохранения, сотрудники органов внутренних дел, представители общественных объединений и организаций, а также представители СМИ, занимающиеся профилактикой и оказанием поддержки семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Основой ранней профилактики является: создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития подростков, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определённого возраста. Профилактика должна строиться на принципах системности, комплексности, содержательной насыщенности, целостности, взаимосвязанности, пролонгированности, преемственности, скоординированности психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса с учетом того или иного уровня профилактики.

С. Р. Абасов,
прокурор района,
старший советник юстиции.