‘Ид аль-Фитр – Ураза-байрам

По завершению месячного поста Мусульмане всего мира отмечали второй по значимости праздник – ‘Ид аль-Фитр (Ураза-байрам). Накануне 1-го числа месяца Шавваль, после третьего намаза, посещают могилы родных, родственников и знакомых.
Эти дни, а именно первое число месяца Шавваль и десятое число месяца Зуль-хиджа, назвали ‘Идом, потому что в них верующие возвращаются от покорности Всевышнему Аллаhу (с.т.), т.е. исполнения двух обязанностей – поста в месяц Рамазан и Хаджа, к покорности Его Посланнику (с.т.а.в.) – посту в течение шести дней месяца Шавваль и подготовке к нанесению визита к Его могиле, а также потому, что это повторяется каждый год, из-за благ, которыми Аллаh (с.т.) одаривает людей в это время, и потому, что с его возвращением возвращается радость.
В Коране говорится, что в эти праздничные дни покойники нас видят без преграды, а слышат они нас всегда. Согласно хадису Пророка (с.т.а.в.), они видят и слышат лучше, чем живые. Праздник начинается с наступлением времени вечернего намаза.
Суннат произносить такбир после захода солнца праздничной ночи в домах, на улицах, в мечетях, на рынках днем и ночью, высоким голосом для извещения праздника, продолжается такбир пока имам не вступит на праздничный намаз.
Самая прекрасная форма такбира – «Аллаhу акбар, Аллаhу акбар, Аллаhу акбар. Ла илаhа илла ллаhу валлаhу акбар. Аллаhу акбар ва лиллаhил хьамд». И после третьего раза добавляем «Кабиран вальхьамдулиллаhи касиран ва субхьаналлаhи букратан ва асиля». Такбир читают до совершения праздничного намаза в день Ураза-байрама. Ночь на Уразу-байрам желательно провести в бдении, во всенощном служении Аллаhу (с.т.). Если не сможете оживить всю ночь, оживите хотя бы большую часть, если и это затруднительно, проведите в ибадате (служение) хотя бы один час и постарайтесь ночной и утренний намаз исполнить в мечети вместе с джамаатом.
С наступлением полуночи и до ‘ид-намаза желательно так же заняться личной гигиеной. Суннат искупаться с намерением для праздника, наступает время купания после половины ночи. В день Ураза-байрама желательно надеть чистую одежду, надеть на палец серебряное кольцо, надушиться благовониями и, поесть что-нибудь из сладостей, поздравлять своих родителей, близких, родных и каждого Мусульманина, давать много садакъа (милостыню).
Имаму на праздничный намаз суннат чуть задержаться, для того, чтобы люди успели дать закатуль фитр. Также суннат до праздничного намаза поесть, а на Къурбан-байрам желательно воздержаться от еды до праздничного намаза, нужно пораньше отправиться в мечеть для совершения праздничного намаза.
Можно совершать до праздничного намаза после восхода солнца на высоту копья другие суннат намазы как ишрак и т.д.
Намаз праздничный идуль фитр – это суннат с большим вознаграждением, некоторые ученые сказали, что это фарзуль кифая. Суннат его совершать вместе с джамаатом. Если не получается, одному тоже нужно совершать, так же и раб, и путник, и женщина должны совершать. Один совершающий намаз хутбу не читает. Время праздничного намаза наступает после восхода солнца на высоту копья и до обеденного намаза.
Если свидетельствовали на 30 день Рамазана до обеденного намаза, что увидели ночью новую луну, уразу отпускают и совершают праздничный намаз, а если засвидетельствовали после захода солнца, не принимается его свидетельство на счет праздничного намаза, совершается намаз на следующий день, а если свидетельствовали между обеденным и заходом солнца отпускают уразу и намаз совершается как упущенный, къаза.
Первая праздничная молитва (салат аль-’ид) была прочитана Посланником Аллаhа (с.т.а.в.) на втором году хиджры, после этого он ни разу не оставлял ее, и она является подтвержденной сунной.
От Абу hурайры (р.а.) передают: «Украшайте ваши праздники такбиром». И Пророк (с.т.а.в.) сказал: «Если кто-то скажет в день ‘Ида «Субхьаналлаhи ва бихьамдиhи» (Всеславен Аллаh и хвала Ему!) триста раз, посвятив это умершим Мусульманам, в каждую из могил войдет тысяча лучей, и могилу этого человека Всевышний Аллаh (с.т.) осветит тысячью лучами, если тот умрет».
От Вахб ибн Мунаббигьа (р.а.) передают, что каждый ‘Ид иблис собирает у себя всех дьяволов, и те спрашивают: «О, наш господин! Почему ты разгневан?» И он отвечает: «Всевышний Аллаh (с.т.) простил общину Мухьаммада (с.т.а.в.) в этот день, и вы должны занимать их наслаждениями и утолением желаний».
И также от Вахба (р.а.) передают: «Всевышний Аллаh (с.т.) создал Рай в праздник разговения, посадил дерево блага в праздник разговения, избрал Джабраила (а.с.) для передачи откровения в праздник разговения и простил колдунов Фараона в праздник разговения».
Пророк (с.т.а.в.) сказал: «Сердце того, кто выстаивает в поклонении ночь ‘Ида, надеясь на награду и прощение, не умрет в день, когда будут умирать сердца».
Рассказывают, что ‘Умар (р.а.) в день ‘Ида увидел мальчика одетого в лохмотья и заплакал. Тот спросил его: «Почему ты плачешь?» Он ответил: «Сынок! Я боюсь, что ты опечалишься, когда дети увидят тебя в этой потрепанной одежде в день праздника». Но тот сказал: «Опечалится сердце того, кого Аллаh (с.т.) лишил Своего довольства, ослушавшегося своих мать и отца. А я прошу, чтобы Аллаh (с.т.) был доволен мною, и ты тоже». ‘Умар (р.а.) заплакал, обнял его и попросил для него у Аллаhа (с.т.) всего самого лучшего.
Как же хороши слова сказавшего:
Говорят: завтра ‘Ид, что же ты наденешь? Я отвечаю: жалованную одежду Голени. Бедность и терпение – две одежды, между которыми Сердце, видящее своего Господа. В дни праздника и в пятницы.
‘Ид для меня – похороны, если я лишен своей мечты. Но он на самом деле праздник, если я вижу и слышу Тебя.
Также поведали: «С наступлением утра праздника разговения Аллаh (с.т.) отправляет на землю ангелов, которые встают у дорог и взывают голосом, слышным всем созданиям, кроме людей и джиннов: «О, община Мухьаммада (с.т.а.в.)! Идите к Щедрому Господу, который щедро одарит вас и простит ваши великие грехи!»
А когда люди приходят на места молитвы, Аллаh (с.т.) спрашивает ангелов: «Что полагается работнику по окончании работы?» Те отвечают: «Ему полагается отдать его вознаграждение сполна». И говорит Всевышний Аллаh (с.т.), Всеславен Он: «Так засвидетельствуйте, что Я вознаградил их Своим довольством и прощением!».
В Ураза-байрам выплачивают обязательный закят-уль-фитр, раздают милостыню, проявляют радость, поздравляют друг друга и желают принятия поста Всевышним, посещают родственников, соседей, знакомых, друзей, принимают гостей, соответственно подготовившись к этому заранее.

Праздничный намаз
(Салатуль-’ид)

Праздничный намаз (намаз-’ид) совершают в день Курбан-байрама (‘Иду-ль-Адха) и в день Ураза-байрама (‘Иду-ль-Фитр). Это является важной, настоятельной сунной (суннатун-муаккадатун). Наш любимый Пророк (с.т.а.в.) и уделял большое внимание совершению праздничного намаза и не пропускал его. Поэтому, по возможности, их нельзя пропускать и нам.
По мазхабу же имама Абу-Ханифы (р.а.) совершать праздничные молитвы обязательно, и в этом они подобны пятничным. Является также сунной совершать их в мечети коллективно. Желательно отправиться в мечеть по длинной дороге, а вернуться по короткой.
Праздничные молитвы можно совершить и дома. Их следует совершать и женщинам, и тем, кто в пути. Время совершения праздничного намаза начинается с восхода солнца и продолжается до полудня. На равнинной местности праздничный намаз желательно (сунна) отложить до тех пор, пока солнце не поднимется на высоту семи локтей. Намаз — ’ид состоит из двух ракаатов. Для совершения намаза — ’ид нийат произносят так: «Я намереваюсь совершить двухракаатный праздничный намаз-суннат по случаю Ураза-байрама (или Курбан-байрама) во имя Всевышнего Аллаhа».
Если намаз совершается джамаатом, с другими мусульманами, то к нийяту еще добавляют «вместе с джамаатом» или «за имамом». Как обычно, связывая с нийатом произносят «Аллаhу акбар», одновременно поднимая руки до уровня ушей, и таким образом приступают к намазу. В начале намаза, как обычно, сложив руки под грудью (как при чтении суры “Фатихьа”), кто знает, читает молитву “Ду’ауль-ифтитах (“Ваджжаhту…”). По окончании этой молитвы, опять поднимая руки, произносят «Аллаhу акбар», затем, опустив руки и сложив их под грудью, читают: “Субхьаналлаhи вальхьамдулиллаhи ва ла илаhа иллаллаhу валлаhу акбар”. (Пречист Аллаh, вся хвала Аллаhу и нет никого и ничего (бога, божества), кому следует поклоняться, кроме Аллаhа, и превелик Аллаh).
После чтения этой молитвы опять поднимают руки и произносят «Аллаhу акбар», затем, как и в первый раз, сложив руки под грудью, читают ту же молитву (Субхьаналлаhи…). И так шесть раз произносится «Аллаhу акбар» (не считая «Аллаhу акбар», произнесенный для вступления в намаз) и шесть раз читают «Субхьаналлаhи…».
После этого в седьмой раз произносят «Аллаhу акбар», после чего читают “А’узу…” и суру «аль-Фатихьа», после «Фатихьа» суннат читать суру «Аъля» если знаешь, незнающий читает любую суру из Корана.
Далее до окончания второго земного поклона (сужды) все делают как в обычном намазе. Вставая со второго земного поклона (сужды) для совершения второго ракаата, как обычно
поднимают руки и произносят «Аллаhу акбар». Затем складывают их под грудью. Затем опять поднимают руки, произносят «Аллаhу акбар» и опять кладут их под грудью и читают «Субхьаналлаhи…». И так четыре раза поднимают руки, произносят «Аллаhу акбар» (не считая произнесенное вставая с сужды) и четыре раза читают «Субхьаналлаhи…». После этого в пятый раз поднимают руки и произносят «Аллаhу акбар», затем, сложив руки под грудью, читают суру «аль-Фатихьа», далее все совершают как в обычном намазе.
После читается сура «Гъашия», после намаза имам читает две хутбы, как хутбы пятничного намаза, в начале первой хутбы произносят 9 такбиров подряд, во второй хутбе 7 такбиров подряд, и в хутбе имам разъясняет условия закатуль фитра.
Кто совершает намаз-’ид дома, лучше совершить его джамаатом (коллективно) вместе с остальными членами семьи (с женой, детьми, матерью, сестрами и т.д.). Кто не знает приведенной выше молитвы, может совершить обычный двухракаатный намаз-суннат, имея нийят совершить намаз-’ид. В этом случае праздничная молитва тоже считается совершенной, и совершивший ее получит соответствующее вознаграждение.
Поскольку намазы-’ид совершают только два раза в год, необходимо постараться совершать их хотя бы таким образом. Когда глава семьи отправляется в мечеть, чтобы совершить намаз-’ид, пусть велит супруге и детям помолиться дома, а сыновей лучше взять с собой в мечеть, чтобы они привыкали посещать дом Аллаhа (с.т.).
Если упустили праздничную молитву, ее желательно (суннат) возместить как пропущенную.

Устаз Исамуддин Саидов (кь.с.)