Рабочая поездка врио Главы РД Сергея Меликова в Южный Дагестан и планы посещения других регионов республики говорят, во-первых, вопреки слухам и домыслам, о его намерении энергично и под личным контролем реализовать намеченные программы и мероприятия.
Во-вторых, в Дагестане большее, чем во многих других регионах, имеют значение личные контакты с чиновниками и рядовыми жителями, подвигая их к повышению личной ответственности за работу и ситуацию в обществе. При этом Сергей Меликов, в отличие от одного из бывших руководителей республики, демонстрирует уважительное отношение к людям.
В-третьих, для него самого посещение городов и районов позволяет глубже и предметнее понять проблемы и перспективы каждой из территорий. В частности, он на конкретных примерах реализации национальных проектов «Образование» и «Демография» увидел недостатки проектирования, а также уловки заказчиков и подрядчиков, что позволить ему скорректировать подходы в управлении.
В-четвёртых, для Сергея Меликова, прожившего большую часть жизни за пределами Дагестана, поездка дала возможность ознакомится с историческими и этнокультурными особенностями проживающими там народов. Это видно и по почти обязательному посещению им местных музеев и по интересу к к народным художественным промыслам.
В-пятых, эти визиты повышают ответственность и самого Сергея Меликова, поскольку многие объекты социальной и инженерной инфраструктуры находятся в плачевном состоянии и ему приходится тут же давать поручения исправить ситуацию. А неисполнение обещаний может обернуться разочарованием
Вместе с тем, есть малоуспешный опыт прежних руководителей республики, которые неоднократно пытались выстроить взаимодействие с органами местного самоуправления, которые не входят в систему органов исполнительной власти, на системной основе. Главы муниципальных образований, с одной стороны, в финансово-экономическом плане сильно зависят от республиканских органов власти.
Но, с другой стороны, в политическом плане они имеют свои административные ресурсы, которые используют в своих интересах, в том числе экономических. И для повышения эффективности взаимодействия республиканских и федеральных властей с главами МО и повышения их ответственности важны как объективность оценки их работы, так и борьба с коррупцией и злоупотреблениями.
Кроме того, необходимо, чтобы планирование соответствовало финансовым и организационным ресурсам республиканской и федеральных властей.