Влияние ЕГЭ на систему образования и его альтернативы обсудили на круглом столе «Единый государственный экзамен – «за» и «против»» в «Точке кипения ДГУ», который прошел накануне в стенах Дагестанского государственного университета, сообщили информагентству в пресс-службе вуза.
Ректор ДГУ, заместитель председателя Комитета ГД по образованию Максим Зайцев, ректор ДГУНХ Яхья Бучаев, депутаты, работники системы образования, руководители школ и преподаватели вузов подвели итоги введения ЕГЭ около 20 лет назад.
По мнению Муртазали Рабаданова, с введением ЕГЭ пропала коррупционная составляющая, данные о баллах абитуриента берутся из федеральной базы. Выпускник может подавать документы на несколько направлений, потому что не нужно везде сдавать вступительные экзамены. Но в то же время, считает он, ЕГЭ привел к большой фрагментации знаний: школьники учат только то, что придется сдавать.
«Наши традиционные срезы остаточных знаний первокурсников показывают, что студенты не знают даже элементарных вопросов по истории, хотя решают на высокие баллы задания по профильным предметам», – заявил ректор вуза, подчеркнув, что система образования нуждается в изменениях.
Как считает Максим Зайцев, система, которая изначально должна была снизить уровень коррупции, показала свою нежизнеспособность: «Дети с детства знают, что их ждет нечто страшное – ЕГЭ. Они думают, что вся их жизнь зависит от плюсиков и минусов на листочках, напрягаются, срываются, нередко случаются трагедии. Кроме того, из-за ЕГЭ российские выпускники не пользуются серьезной востребованностью за рубежом».
Депутат предложил постепенно отказаться от экзаменов, потому что количество бюджетных мест во всех вузах страны превышает число поступающих. Некоторые университеты уже испытали систему отсеивания: поступают все желающие, позже неуспевающих постепенно исключают.
Директор республиканского центра ЕГЭ Аскандар Магомедов признал Единый государственный экзамен наиболее оптимальным методом оценивания знаний. Он отметил, что благодаря второй части ЕГЭ все же можно выявить творческие способности выпускников.
Ректор ДГУНХ Яхья Бутаев в своем выступлении предложил иное решение – введение коэффициентов для абитуриентов из глубинки страны. По его мнению, пока нет единой образовательной среды, можно умножать на итоговые баллы выравнивающие коэффициенты. Единый государственный экзамен, считает ректор, должен был решить проблему утечки кадров в другие страны. Ученый предлагает выделять налоговые преференции родителям, чьи дети продолжают образование в родном субъекте.
«Выпускники 9-х классов боятся ЕГЭ и не идут в 11-е классы. Дагстат сообщает, что в Дагестане около 10 тысяч выпускников 9-х классов из 35 тысяч в итоге не поступили в колледжи и так и остались без полного среднего образования», – подчеркнул Бучаев.