Проект по ранней профессиональной ориентации школьников «Билет в будущее», инициированный Президентом Российской Федерации В. Путиным, реализуется в Дагестане с 2019 года. Участие в нем принимают обучающиеся 6-11 классов. Ребята пробуют себя в разных профессиях и получают консультации профессиональных экспертов.
Программа реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование». Оператором проекта выступает Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации. Региональный оператор проекта – Центр опережающей профессиональной подготовки Минобрнауки РД, функционирующий на базе Технического колледжа им. А. Ашуралиева в г. Махачкале.
В 2020 году участниками проекта стали 16348 дагестанских школьников. Профориентационные мероприятия проводились на девяти площадках, по компетенциям, соответствующим стандартам WorldSkills: «Младшая медицинская сестра», «Цифровой куратор», «Оператор ЭВМ», «Спасатель», «Повар», «Портной», «Парикмахер».
В этом году планируется расширение перечня профессий, по которым школьники будут осваивать первую профессию. В числе наиболее востребованных компетенций: «Web-дизайн и разработка», «Сетевое и системное администрирование», «Программные решения для бизнеса», «Инженерный дизайн CAD», «Электромонтаж», «Мобильная робототехника», «Эксплуатация беспилотных авиационных систем», «Разработка виртуальной и дополненной реальности», «Предпринимательство», «Медицинский и социальный уход», «Лабораторный медицинский анализ», «Преподавание в младших классах», «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей», «Кирпичная кладка», «Технология моды», «Фотография» и др.
Для привлечения школьников к участию в проекте запланированы дни открытых дверей в колледжах, экскурсии по высокотехнологичным мастерским, встречи с профессиональными экспертами ведущих отраслей и мн. др.
«Проект призван научить подростков делать осознанный профессиональный выбор. И участие в нем позволяет школьникам выстроить индивидуальную образовательную траекторию. При этом его сопровождают и консультируют опытные наставники. Очень важно, что подготовка ребят ведется с учетом особенностей регионального рынка труда», — отмечает врио министра образования и науки РД Уммупазиль Омарова.
На первом этапе школьники проходят профессиональное тестирование, после – практические пробы.
Информация по итогам профориентационного тестирования, прохождения практических мероприятий, а также данных, полученных от наставников, фиксируется в личных кабинетах участников проекта. Таким образом формируется цифровое портфолио, на основании которого каждому школьнику даются рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными областями деятельности.
Пресс-служба Минобрнауки РД