«До присоединения к России Дагестан не представлял собой целостного территориального образования», – заявил депутат Народного Собрания РД, декан исторического факультета ДГПУ, кандидат исторических наук, доцент Нариман Асваров, выступая на круглом столе, посвященном 100-летию автономии Дагестанской АССР.
Напомним, 13 ноября 1920 года на Чрезвычайном съезде народов Дагестана была провозглашена декларация об автономии Дагестана, а 20 января 1921 года был принят Декрет об образовании Дагестанской АССР. На следующей неделе в Дагестане пройдут масштабные мероприятия, посвященные знаменательной дате – 100-летию со дня образования Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республики в составе РСФСР.
Как отметил Асваров, в системе мероприятий, направленных на укрепление советской национальной государственности, немаловажное место занимает административно-территориальное устройство. Значение его определяется тем, что нормальное функционирование государства невозможно без территориального обустройства с учетом национальных и географических особенностей.
Основные требования к территориальному делению вытекали из нового характера целей и задач Советского государства. В обращении народного комиссариата внутренних дел «Ко всем советам рабочих, крестьянских, солдатских и батрацких депутатов» от 24 октября 1917 года местным органам власти предлагалось ввиду полной устарелости существующего деления заняться практической разработкой вопросов его изменения.
В феврале 1920 года Президиумом ВЦИК создается Административная комиссия по разработке принципов нового районирования и подготовке материалов для текущих практических изменений административно-территориальных границ.
«Введение новой территориальной системы требовало осторожного подхода и больших сроков и поэтому прежние территориальные границы сохранились и после установления советской власти. Важным элементом в административно-территориальном устройстве нового государства стала необходимость полного учета национального состава населения, который учитывался как при определении границ национально-государственных образований, так и при создании районов и сельсоветов.
Новая система административно-территориального устройства внедрялась постепенно, с учетом накопленного опыта и в основном была введена к 1930 г. В соответствии с общими принципами административно-территориального устройства было проведено и районирование ДАССР», – сообщил Асваров, добавив при этом, что накануне присоединения в Дагестане было более десяти феодальных владений и целый ряд союзов сельских обществ.
Эксперт подчеркнул, что еще долго и после присоединения в Дагестане не было стабильного и единообразного территориального деления. С 5 апреля 1860 года было утверждено «Положение об управлении Дагестанской областью и Закатальским округом». Согласно «Положению» в Дагестанскую область вошли: Прикаспийский край без Кубинского уезда и весь горный Дагестан. Область была поделена на четыре военных округа: Северный Дагестан (Даргинский округ с Сюргинским обществом, шамхальство Тарковское, Мехтулинское Ханство, Присулакское наибство); Южный Дагестан (Кюринское ханство, Кайтаго-Табасаранский и Самурский округа); Средний Дагестан (Гунибский и Казикумухский округа, Аварское ханство и территории ряда сельских обществ) и Верхний Дагестан (Бежтинский округ и территории Келебского общества).
«Только к 1867 году феодальные владения были ликвидированы и вместо них образованы округа. В 1883 году в Дагестанской области было 9 округов, они состояли из 42 наибств, которые в свою очередь делились на сельские управления. Три города – Дербент, Порт-Петровск и Темир-Хан-Шура – являлись отдельными административными единицами с городским управлением», – сообщил историк, подчеркнув, что «сложившееся административно-территориальное деление соответствовало целям и задачам царского правительства, но не интересам народов Дагестана».
По декрету ВЦИК «Об образовании ДАССР» республика состояла из 10 округов и территории Каспийского побережья, где решением дагестанского ревкома от 21 июня 1921 года были образованы Дербентский и Махачкалинский районы. Округа: Аварский, Андийский, Гунибский, Даргинский, Кайтаго-Табасаранский, Кизлярский, Кюринский Лакский, Самурский, Хасавюртовский и 4 района: Ачикулакский, Буйнакский, Махачкалинский, Дербентский. Участковое деление тоже подверглось изменениям: в 1922 году их было 52 и их количество часто менялось.
«Таким образом, мы наблюдаем, что на начальном этапе становления советской власти пришлось унаследовать административно-территориальное деление дореволюционного времени, которое не соответствовало задачам социалистического строительства Дагестана.
22 апреля Дагестанский обком РКП (б), обсуждая вопрос об административно-территориальном устройстве постановил создать комиссию, «которой поручить собрать материал о новом административном делении Дагестана».
Осторожность в решении данного вопроса была обусловлена многими факторами – это разнообразие природных и экономических условий, пестрота национального состава населения, отсутствие опыта и других материалов (статистических, экономических и т.д.), которые не дали правительству Дагестана возможности реализовать в короткий срок территориальную реорганизацию республики», – пояснил Нариман Асваров.
Окончательно административно-территориальное деление ДАССР утверждено постановлением Президиума ВЦИК от 3 июня 1929 года, который определил 26 районов. Два района (Казбековский — в составе Хасавюртовского района, и Гумбетовский — в составе Ботлихского района) были временно не утверждены до выяснения вопроса о возможности образовать из них один район.
«Одной из основных задач административно-территориального деления было создание по возможности однонациональных районов. Из 28 административно-территориальных единиц, созданных в то время 20 являлись однонациональными, а в остальных преобладала одна народность (было из 18 единиц только 10 (55%) с преобладанием одной народности).
Новое деление способствовало единению малых народностей и образованию новых районов, что, несомненно, облегчило и ускорило повышение их экономического и культурного уровня.
Таким образом, к 1937 году в Дагестане было образовано 39 районов, построена такая сетка территориальных единиц, которая отвечала требованиям национальной политики советского государства. Однако этот факт не означал, что не будет необходимости в территориальных изменениях в дальнейшем. Необходимость дальнейшего улучшения административно-территориального деления вызвало как образование новых районов, так и укрупнение их, а также вывод районов из состава Дагестанской АССР», – рассказал депутат.
По его мнению, все направления деятельности советского государства были созидательными и мероприятия, проведенные с образования ДАССР, способствовали вовлечению населения в строительство нового государства, подъему их экономического политического и культурного уровня.
«Советская власть разработала новые формы объединения народов в одном государстве, зародились новые формы связей между национально-государственными образованиями, возникающими на территории страны.
Современный Дагестан получил проверенный временем колоссальный исторический опыт государственного строительства и национально-территориального устройства родного края. Задача современников сохранить и обеспечить преемственность развития для будущих поколений.
Сегодня Дагестан разделен территориально на 41 муниципальный район, один участок и 10 городов республиканского значения», – заключил Нариман Асваров.