В Рутульском районе потребителям электроэнергии начали ставить на столбах так называемые в народе «умные счетчики», если они таковые есть. Для чего они устанавливаются, согласно какой программе государства или компании ПАО «Россети», сотруднику газеты «Рутульские новости» Юрию Магомедову ответил представитель группы компаний «ЗПТК» (завод программно-технических комплексов), руководитель работ по Ахтынскому РЭСу Андрей Юрьевич Пономарев.
— В чем причина установки новых счетчиков, согласно какому правовому закону? Кому будут в первую очередь их устанавливать?
— Установка новых приборов учета электроэнергии проводится согласно Федеральному закону №261от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Здесь также можно отметить и Федеральный закон №522 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации» от 28 декабря 2018 года.
Согласно этому закону потребителям будут устанавливать интеллектуальные приборы учета электроэнергии, чему соответствуют ныне устанавливаемые счетчики.
Установка счетчиков предназначена для снижения потерь электрической энергии в электросетях РЭС Ахтынский, анализа качества электроснабжения установленными счетчиками, вследствие чего будет произведена реконструкция линий электропередач и трансформаторных подстанций. Это приведет к существенному улучшению электроснабжения потребителей.
В первую очередь установка производится в поселках, где будет получена наибольшая эффективность от реконструкции сетей, т.к. работы проводятся на федеральные средства. В процессе работы устанавливается счётчик и полностью меняется линия электроснабжения между абонентом и центральной магистралью. Также в ходе работ будут фиксироваться опоры электропередач, для их дальнейшей реконструкции.
Для абонентов установка счётчиков абсолютно бесплатна.
— Как будет осуществляться оплата за потребленную электроэнергию? По одному тарифу или нет?
— В плане оплаты за потребленную электроэнергию ничего не поменяется, оплата будет производиться по одному тарифу (данные счетчики также поддерживают и двухтарифный режим, в будущем по желанию потребителя можно будет перейти на расчеты по тарифу день/ночь).
Можно отметить ряд положительных моментов для потребителей: — не нужно ежемесячно передавать свои показания; — исключаются ошибки, когда контролер неправильно выписал показания, или при разнесении в программу ошиблись в какой-то цифре; — контролеры не будут заходить в домовладения потребителей.
— В каких случаях счетчик автоматически отключает свет абоненту?
— Действительно счетчики позволяют ограничивать подачу электроэнергии, это возможно в двух случаях:
— за неуплату образовавшейся задолженности, но для этого, как и раньше отделение энергосбыта за 30 дней будет уведомлять потребителя о необходимости оплатить образовавшуюся задолженность. Отключение абонентов может производиться только в рамках законодательства РФ, в судебном порядке;
— возможно автоматическое отключение в случаях, когда нагрузка потребителя превышает разрешенное значение, определенное техническими условиями, например, — это может произойти в случае короткого замыкания в сети абонента или если подключить 30 утюгов одновременно.
— Будет ли обеспечено нормальное напряжение сети? Если его не будет, по какому тарифу надо будет платить?
— Стандартное (нормальное) напряжение сети зависит от качества электропередающих установок (линии электропередач, силовых трансформаторов), благодаря снижению уровня потерь электроэнергии, появится возможность привести в надлежащий вид электропередающие устройства. Тариф останется, как и прежде.
— Почему данные счетчики ставятся выборочно, а не всем подряд?
— На первом этапе заменяются счетчики у тех потребителей, у которых на данный момент установлены счетчики без возможности удаленного съема показаний, т.е. меняются счетчики отличные от типов «Каскад» и «Энергия плюс». Счетчики типов «Каскад» и «Энергия плюс» заменяются, в случае выхода из строя. Остальные счетчики в ближайшей перспективе также будут заменены новыми.
— Куда обращаться если прибор учета выйдет из строя, как быстро его исправят?
— В таких случаях необходимо обращаться в РЭС Ахтынский, по адресу с. Ахты, ул. Ленина 2, отдел транспорта электроэнергии. РЭС Ахтынский в первую очередь заинтерисован в замене таких счетчиков, замену счётчика должны произвести в течение 10 дней.
— Почему именно начали с Рутульского района, где многие исправно оплачивают за электроэнергию?
— Работы по замене приборов учета также начаты в Ахтынском районе, в ближайшее время работы начнутся также в Докузпаринском районе.
— Какова ответственность за выведение счетчика из строя?
— В случае выхода из строя, персонал РЭС в кратчайшие сроки произведет замену в присутствии потребителя с составлением двухстороннего акта замены.
Намеренно выводить приборы учета из строя не рекомендуется, так как РЭС вынужден будет привлечь полицию, чтобы урегулировать вопрос с порчей имущества.