Дистанционное обучение в Рутульской СОШ №1

У школьников закончились весенние каникулы, и с 6 апреля они приступили к учебе. Но из-за сложной эпидемиологической ситуации по коронавирусу обучение в Рутульской СОШ №1 им.И.Гусейнова проходит дистанционно.

И естественно это вызывает немало вопросов от родителей и учителей.
В нашей стране только в последнее десятилетие информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие, но уже уверенно стали завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Среди них все чаще мы начинаем говорить о дистанционном обучении, одном из самых свободных и простых методов обучения.
Дистанционное обучение как новая форма обучения и, соответственно как новая форма образования активно формируется и развивается в нашей стране. Цель его дать учащимся элементы универсального образования, позволяющее им адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в системе мировой и национальной культур.
Под дистанционным обучением в средней школе следует понимать образовательную систему на основе компьютерных телекоммуникаций с использованием современных педагогических и информационных технологий. Дистанционное обучение – это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения с помощью современных информационных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет.
Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль усвоения материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.
Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:
1. потребность в интерактивном взаимодействии учеников и преподавателей;
2. работа с детьми – инвалидами или часто болеющими;
3. при заочной (экстернатной) форме обучения;
4. выполнение проектов и исследовательских работ;
5. работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);
6. увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.).
7. Современные технологии позволили полностью перенести образовательный процесс в интернет, школы не стали тому исключением.
8. Дистанционное обучение — это обучение с применением современных технологий без непосредственного присутствия ученика в месте проведения занятий. Иными словами, весь образовательный процесс проходит в Интернете.

Как проходит дистанционное обучение в школе

Учитель объясняет материал (возможны как онлайн, так и офлайн трансляции), ребенок слушает, выполняет задания, если возникают вопросы — он задает учителю. Кроме этого ребенку предлагается выполнить тесты, контрольные работы, прочие задания, которые позволят педагогу и родителям оценить степень усвоения материала.
Для занятий используется скайп, либо специальные сайты, которые позволяют создать полноценную виртуальную образовательную среду.
Востребованность дистанционной формы обучения растет с каждым годом. Если говорить о школьном образовании, то эта востребованность достаточно четко обозначилась в последние годы:
– Заметно растет количество учащихся старших классов, желающих изучать тот или иной предмет школьной программы, не являющийся для них профильным в системе экстерната. Для предоставления учащимся такой возможности значительную помощь могли бы оказать дистанционные курсы по отдельным предметам с эпизодическими консультациями и контролем педагогов.
– Очевидна необходимость такой формы обучения для детей-инвалидов и других категорий учащихся, не имеющих возможности обучаться в очной форме.
– В настоящее время остро ощущается нехватка квалифицированных учителей по ряду учебных предметов не только в сельских, но и в городских школах. – Возрастает необходимость в дистанционной форме обучения для школьников в период эпидемий, стихийных бедствий, когда нет возможности или опасно посещать школу. – Весьма полезна могла бы быть дистанционная форма обучения для системы профильного обучения. – Дистанционная форма обучения могла бы выступить серьезным конкурентом для всякого рода репетиторства при поступлении в высшие учебные заведения.

Сложности дистанционного обучения

Есть ученики, которые к самообразованию вообще не предрасположены. Такие дети будут все время развлекаться, а не учиться. С другой стороны, дистанционное обучение требует организованности и собранности. К примеру, маленьким детям такое образование, скорее всего, дастся с огромным трудом. Для них способность концентрироваться самостоятельно, без стороннего контроля, не всегда заканчивается положительным результатом. Поэтому за младшими школьниками родителям все равно придется следить. По этой причине дистанционная форма обучения больше подходит средней и старшей школе.
Поэтому среди минусов часто называют полную свободу действий. Действительно, если за таким ребенком не следить, то он, вполне вероятно, вообще забросит учебу.
Дистанционное обучение набирает популярность с каждым днём, однако
хорошо это и плохо? Рассмотрим основные плюсы и минусы данного вида
обучения.

К плюсам дистанционного образования можно отнести:

— Обучение в индивидуальном темпе — скорость изучения
устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных
обстоятельств и потребностей.
— Свобода и гибкость — учащийся может самостоятельно планировать
время, место и продолжительность занятий.
— Доступность — независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет
не ограничивать себя в образовательных потребностях.
— Мобильность — эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.
— Технологичность — использование в образовательном процессе
новейших достижений информационных и телекоммуникационных
технологий.
— Социальное равноправие — равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
— Разработка программ — хорошо разработаны обучающие программы и курсы.
— Творчество — комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.

Но существуют и очевидные минусы:

— Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем.
То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и
воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог
бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.
— Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических
условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от
самостоятельности и сознательности учащегося.
— Необходимость постоянного доступа к источникам информации.
Нужна хорошая техническая оснащенность: компьютер и выход в Интернет.
— Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий.
-Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который
является мощным побудительным стимулом.
В дистанционном образовании основа обучения только письменная.
Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и
в словесной форме может превратиться в камень преткновения.
Подводя итог всему сказанному, дистанционное образование — вещь очень
удобная и полезная. Но основное образование таким способом
целесообразнее получать только в том случае, если по каким-то причинам
обучающимся недоступен традиционный вариант обучения.
— Отсутствие личного общения с преподавателем, которое исключает возможность применения личного подхода к каждому ученику в процессе обучения, если есть такая необходимость. — Трудности с самоорганизацией и самомотивацией. Отсутствие психологической мотивации и возможные сложности в том случае, если сложно себя мотивировать самостоятельно. — Возможное отсутствие технических возможностей, таких как доступ к Интернету, компьютер, программное обеспечение. — Требования к компьютерной грамотности также сужает круг тех, кто могут учиться дистанционно. — Сложности обучения по направлениям, где требуется выработка практических навыков. По некоторым направлениям, к примеру обучению вождению, дистанционное обучение трудно реализуется в принципе. — Такой тип обучения сложно реализуем с дошкольниками и учащимися начальных классов. Маленькие дети требуют, как правило, более живого подхода. — Отсутствие жесткого контроля процесса обучения, что для некоторых учеников обязательно, чтобы они могли получить знания. — Ограничение по форме образования, которая происходит порой только в письменном виде. Это может стать существенным недостатком, учитывая то, что задействован только один тип памяти.
В то же время помимо минусов у дистанционного обучения множество плюсов как сказано выше. Оно отлично подходит в качестве дополнительного обучения.
Для отдельных направлений в образовании возможен даже полный переход на обучение дистанционно, даже с учетом всех описанных минусов. Для нашего района пока рановато. Во многих населенных пунктах отсутствует или плохая связь, т.е. ни всегда функционирует Интернет. Также надо отметить, что во многих семьях нет компьютера или другие гаджеты. Таким образом, по итогам сравнения традиционной и удалённой форм образования можно сделать вывод, что дистанционная система обучения не является совершенной и имеет очень много недостатков. Кроме того, она неприемлема для обучающих направлений, предполагающих высокую степень ответственности (например, в медицинских профессиях) или при получении специальностей, требующих систематических практических навыков (биологи, геологи и прочие) – это мнение авторитетных педагогов нашей страны. Но если вы хотите узнать моё мнение, то я за живое общение с детьми, особенно в условиях нашего района.
Дорогие родители! Если ваш ребёнок не охвачен дистанционным обучением, то сообщите об этом директору школы или в редакцию газеты «Рутульские новости». Заранее благодарю за понимание!

Ямудин Таибов, директор МКОУ «Рутульская СОШ №1 им.И.Гусейнова», «Заслуженный учитель Республики Дагестан», кандидат педагогических наук.