Инновационные методические подходы к преподаванию истории

Современное образование немыслимо без инновационных процессов. В общем смысле «инновация» (от латинского «innovation») – нововведение, изменение, обновление связывается с деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению нового.

В то же время господствует позиция, согласно которой: «Инновация – это не просто создание, распространение новшеств, это изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. Специфика инноваций проявляется в следующем:
• инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;
• использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащегося;
• внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы школ.
В наше время, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества с одной стороны, а с другой – быстро теряет свою актуальность, устаревает и требует в информационном обществе постоянного обновления. Результатом обучения и воспитания в школе должны стать умения находить нужную информацию и способность участвовать в совместном принятии решений. А это означает переход с объяснительно иллюстративного способа обучения на деятельный, при котором учащийся становится активным субъектом учебного процесса.
В настоящее время существует множество способов инновационного обучения, например такие, как , модульное обучение, электронно-интерактивное обучение, проблемное обучение, дистанционное обучение, исследовательское методическое обучение, метод проектов и т. д. И так главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно изменяющемся мире. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие учащегося за счёт максимального раскрытия его природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, — основные цели инновационной деятельности.
Основными задачами школы являются обучение самостоятельному отбору и использование необходимой информации.
Я на уроках истории использую уроки-экскурсии, к примеру, экскурсию в Махачкалу, в исторический парк «РОССИЯ — МОЯ ИСТОРИЯ» в Дербент, Цитадель «Нарын Кала», Дом музей Сулеймана Стальского, Ахтынский краеведческий музей. Проводим посещение на дому ветеранов ВОВ, тружеников тыла с последующим обсуждением и отражением этой работы на стендах школы и республиканской газете «Рутульские новости».
Инновационный подход к уроку позволяет учащимся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать свою работу и работу своего товарища. Необходимо, чтобы каждый учащийся уяснил цель урока, что изучить и на чём сосредоточить своё внимание. Роль преподавателя при инновационном подходе сводится к управлению работой учащихся. При такой организации работы он имеет возможность общаться практически с каждым учащимся, помогать слабым и поощрять сильных учащихся.
Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности учащегося связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности учащихся, как в учебной, так и вне её, в контакте с преподавателем и в его отсутствии. Самостоятельная работа учащегося является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которой происходит формирование навыков, умений и знаний, и в дальнейшем обеспечивается усвоение учащимся приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и, в конечном итоге, способность решать учебные и научные задачи.
Цель самостоятельной работы учащихся — это развитие такой черты личности, как самостоятельность, т.е. способности организовывать и реализовывать свою деятельность без постороннего руководства и помощи.
Основная задача организации самостоятельной работы учащегося заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы. Основным принципом организации самостоятельной работы должен стать перевод всех учащихся на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли учащегося к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач.
Активные формы обучения помогают учащимся выражать свои мысли, а также они учатся культуре слушать и слышать других, уважать чужое мнение.
Опыт работы по данной теме показал, что использование технологий и исследовательской деятельности позволяет учащимся развить навыки межличностного взаимодействия, приобретенные подростками в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития. Ребята свободно оперируют знаниями, лучше усваивают причинно-следственные, хронологические и другие связи. Разнообразие форм и методов организации урока повышает интерес учащихся к предмету, формирует их историческое сознание. Таким образом, актуальность опыта состоит в том, что он способствует выведению изучения истории на личностно-смысловой уровень. В этом случае восприятие патриотизма, бережливого отношения к природе и памятникам старины строится на конкретной исторической почве.
Я считаю, что нужно в первую очередь начать с себя! Современный учитель должен обладать большим жизненным опытом, научными знаниями, быть инициативной и творческой личностью. Это необходимо, чтобы выработать достаточно высокую компетентность в передаче знаний учащимся и применение полученных знаний к жизни в комплексе. Тогда мы способны решить многие проблемы!
Ведь как говорили еще древние греки: «Люди не хотят, чтобы ими управляли. Они хотят, чтобы их вели вперед!»

С. Л. Курбанов, учитель истории с. Хлют