Фонд содействия реформированию ЖКХ подвел итоги проведения мониторинговых мероприятий реализации субъектами Российской Федерации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры и выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации, а также выездного мониторинга реализации региональными операторам своей деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, за 2019 год.
В отчетном периоде Фондом с участием представителей контрольно-надзорных органов в
63 субъектах Российской Федерации проведены 100 выездных проверок, в ходе которых на территории 286 муниципальных образований осмотрены 1 302 многоквартирных дома и проверен ход реализации 5 проектов модернизации.
В ходе выездного мониторинга реализации программ переселения с учетом поручений наблюдательного совета Фонда от 19 февраля, 22 апреля и 21 октября 2019 года особое внимание уделялось:
мониторингу начала реализации этапа 2019−2020 годов программы переселения 2019−2025 годов, в том числе анализу причин низких темпов реализации мероприятий по заключению контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений;
проверкам хода реализации программных мероприятий в субъектах Российской Федерации, не завершивших программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2014−2018 годах и (или) реализующих мероприятия по расселению аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года;
контролю за достоверностью сведений, представляемых субъектами Российской Федерации в составе отчетных данных в Фонд;
осмотру жилых помещений в домах, возведенных в рамках реализации программ переселения, с целью проверки соблюдения требований к их качеству, а также контролю за устранением нарушений по качеству жилых помещений в домах, находящихся на контроле Фонда в порядке, предусмотренном приказом Минстроя России от 1 октября 2015 года №709/пр.
В частности, по результатам выездного мониторинга хода реализации этапа 2019−2020 годов программы переселения 2019−2025 годов недостаточно активные темпы заключения контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений отмечены в Республике Калмыкия, Республике Мордовия, Удмуртской Республике, Волгоградской области, Кемеровской области, Ленинградской области, Омской области, Орловской области, Рязанской области и Самарской области. Основными причинами низкой динамики выполнения программных мероприятий в указанных субъектах Российской Федерации являются:
ненадлежащая проработка вопросов организационного и финансового характера на этапе планирования программ, что впоследствии нередко приводило к изменению первоначально выбранного способа переселения граждан или к необходимости изыскания дополнительных средств в региональном и местном бюджетах;
недостаточный уровень организации и контроля за ходом реализации программы со стороны ответственных региональных и (или) муниципальных органов исполнительной власти, следствием которого стало затягивание сроков распределения средств местным бюджетам.
Учитывая, что в соответствии с договорными обязательствами субъектам Российской Федерации необходимо обеспечить заключение в первый год реализации каждого этапа расселение которой предусмотрено с участием средств Фонда, по результатам проверок регионам было настоятельно рекомендовано ускорить темпы заключения контрактов.
В текущем году проверены все 12 регионов, не выполнивших целевые показатели реализации программ переселения 2013−2017 годов и (или) 2018 года согласно годовым отчетам за 2018 год (Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Республика Крым, Республика Тыва, Забайкальский и Приморский края, Иркутская, Кировская, Московская, Псковская и Свердловская области, город федерального значения Севастополь). При этом, с учетом поручений наблюдательного совета Фонда, в Республике Тыва и Приморском крае осуществлялся постоянный контроль за реализацией программ переселения, в том числе с выездом на места. Копии отчетов о результатах мониторинга во всех указанных субъектах Российской Федерации направлены Фондом полномочным представителям Президента Российской Федерации в соответствующих федеральных округах. Кроме того, о низкой динамике реализации мероприятий по завершению программ переселения в Республике Крым, Республике Тыва и Приморском крае в октябре 2019 года Фонд проинформировал Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
В 2019 году по выявленным при проведении выездного мониторинга фактам предоставления в составе отчетности недостоверной информации о сроках реализации мероприятий программ переселения 2013−2018 годов требования о возврате финансовой поддержки Фонда в размере 500,0 тыс. рублей предъявлены 7 субъектам Российской Федерации (Республика Бурятия, Республика Татарстан, Республика Саха (Якутия), Республика Мордовия, Самарская, Смоленская и Свердловская области). В отношении Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики и Ямало-Ненецкого автономного округа аналогичные меры ответственности не применялись в связи со сменой высших должностных лиц, в период деятельности которых были допущены выявленные нарушения.
Кроме того в субъектах Российской Федерации фиксировались факты, свидетельствующие о ненадлежащем контроле за формированием программ ответственными исполнительными региональными органами власти, низком уровне организации органами местного самоуправления мероприятий программы переселения, а также ненадлежащем исполнении государственными и муниципальными заказчиками соответствующих функций:
в двух регионах допускались недоработки при формировании программ переселения 2019−2025 годов (в Ленинградской области в программу включены расселенные ранее жилые помещения, в Сахалинской области – аварийные дома, включенные в муниципальную программу, реализуемую без участия средств Фонда);
в отдельных муниципальных образованиях 7 субъектов Российской Федерации органами местного самоуправления не соблюдались требования статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при изъятии у собственников жилых помещений в аварийных домах (Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Приморский край, Ленинградская область, Московская область, Самарская область), что в большинстве случаев приводило к затягиванию сроков реализации программных мероприятий;
в четырех регионах выявлялись случаи, свидетельствующие о нарушении требований градостроительного законодательства при выдаче разрешений на строительство домов и (или) на ввод домов в эксплуатацию (Калужская, Кировская, Московская и Смоленская области). Например, в Ярцевском гп Смоленской области разрешения на строительство дома по просп. Металлургов, 52А, в котором приобретались жилые помещения в рамках программы переселения, были выданы местной администрацией при отсутствии положительного заключения экспертизы проектной документации, разрешение на ввод дома в эксплуатацию – в отсутствие заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства требования технических регламентов и проектной документации (заключение было выдано позднее). По указанному дому органами прокуратуры Смоленской области в следственные органы были направлены соответствующие материалы для проведения проверки в порядке статей 144-145 УПК РФ и решения вопроса о возбуждении уголовного дела по факту превышения должностных полномочий;
в трех субъектах Российской Федерации допускались нарушения требований Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Так, в Кировской области в связи с несвоевременным исполнением контрактных обязательств подрядной организацией ООО «Универсалстрой» администрацией Лузского поселения были внесены существенные изменения в условия контрактов в части, касающейся продления сроков их исполнения и порядка оплаты. В отдельных муниципальных образованиях Республики Северная Осетия-Алания и Новгородской области срок действия банковской гарантии не превышал срок исполнения контракта, что исключило возможность предъявлять требования по данным гарантиям;
в 6 субъектах Российской Федерации выявлены случаи непроведения государственными и муниципальными заказчиками претензионной работы в отношении застройщиков (подрядных организаций), нарушивших условия заключенных контрактов. В частности, в Республике Крым, Республике Тыва, Республике Ингушетия, Кировской, Новгородской и Ярославской областях к строительным организациям своевременно не предъявлялись требования об уплате пени и (или) не направлялись требования в банк для получения компенсации по банковской гарантии, представленной в качестве обеспечения контрактных обязательств, что не позволило взыскать указанные средства.
В целях контроля качества жилых помещений в ходе выездного мониторинга на территории 63 субъектов Российской Федерации осмотрены 936 многоквартирных домов, построенных в рамках реализации программ переселения 2013−2018 и 2019−2025 годов, а также домов, находящихся на контроле Фонда по ранее выявленным нарушениям, в порядке, предусмотренном приказом Минстроя России от 1 октября 2015 года №709/пр. При этом в ходе выездного мониторинга программ переселения 2019−2025 годов была осуществлена проверка соблюдения субъектами Российской Федерации рекомендуемых требований к предоставляемому гражданам жилью, утвержденных приказом Минстроя России от
31 января 2019 года №65/пр. В ходе таких проверок проводится анализ соблюдения указанных требований как при подготовке аукционной документации и заключении контрактов на строительство и (или) приобретение жилых помещений, предназначенных для расселения граждан из аварийного жилищного фонда, так и при осмотре уже построенного (приобретенного) жилья. Проверки показали, что основные параметры указанных требований большинством субъектов Российской Федерации соблюдаются, за исключением
двух регионов (Удмуртская Республика и Челябинская область), где по ряду домов не были соблюдены рекомендации о необходимом классе энергетической эффективности МКД, в связи с чем Фондом были даны рекомендации по соблюдению требований, утвержденных приказом Минстроя России №65/пр.
Выездной мониторинг на предмет качества предоставленного жилья проводился в том числе в регионах, неоднократно допускавших срыв сроков устранения строительных дефектов (Республика Дагестан, Республика Коми, Республика Тыва, Чувашская Республика, Пермский край, Астраханская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Новгородская, Омская, Пензенская и Тверская области).
Кроме того, при проведении контрольных мероприятий учитывались сведения о ненадлежащем качестве жилых помещений, содержащиеся в поступающих в Фонд жалобах и обращениях граждан (в отчетном периоде проверены 95 МКД в 33 субъектах Российской Федерации).
По результатам проведенных осмотров в 176 домах в 43 субъектах Российской Федерации выявлены значительные строительные дефекты, из-за которых существенно ухудшаются эксплуатационные характеристики МКД, в связи в чем дома были включены в реестр обращений по вопросам качества жилых помещений. При этом наиболее критические нарушения, при наличии которых МКД, его часть или конструктивный элемент функционально непригодны и могут создать угрозу проживания граждан (трещины и осадки фундаментов, трещины на внутренних стенах и фасаде, подтопление подвалов, дефекты кровли, отсутствие вентиляции и др.) обнаружены в 30 домах в 10 регионах (Амурская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Костромская, Курганская, Московская, Новгородская, Новосибирская и Пензенская области). Все выявленные нарушения остаются на контроле Фонда до их полного устранения.
Проверки показали, что основными причинами строительства некачественного жилья являются:
недобросовестное исполнение подрядными организациями и застройщиками принятых обязательств по заключенным государственным (муниципальным) контрактам на приобретение жилых помещений или строительство МКД;
отсутствие строительного контроля за ходом выполнения СМР со стороны органов местного самоуправления, выступающих заказчиками строительства, а также ненадлежащим образом организованная приемка жилых помещений в случаях их приобретения у застройщика (Республика Бурятия, Республика Мордовия, Чувашская Республика, Забайкальский и Хабаровский края, Амурская, Архангельская, Астраханская, Калужская, Курганская, Новгородская, Пензенская, Саратовская, Смоленская, Тульская и Челябинская области);
строительство или приобретение жилых помещений в домах, являющихся объектами малоэтажного строительства, с использованием проектной документации, не прошедшей экспертизу на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации строительным нормам, правилам и стандартам (Республика Бурятия, Чувашская Республика, Приморский край, Астраханская, Новгородская, Омская, Самарская и Тверская области, Ямало-Ненецкий автономный округ).
В 8 субъектах Российской Федерации ввиду отказа от исполнения гарантийных обязательств подрядными организациями или их банкротства устранение допущенных при строительстве МКД нарушений потребовало выделения дополнительных средств из региональных или местных бюджетов (Республика Бурятия, Республика Мордовия, Забайкальский край, Амурская, Воронежская, Смоленская, Тверская и Томская области).
В 2019 году Фондом продолжен мониторинг деятельности комиссий по приемке домов и жилых помещений с участием представителей органов государственного жилищного, архитектурного, санитарного, пожарного, строительного надзора, организаций, эксплуатирующих сети инженерно-технического обеспечения, а также представителей общественности.
Работа приемочных комиссий надлежащим образом не обеспечена в 37 субъектах Российской Федерации (Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Республика Карелия, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Кабардино-Балкарская Республика, Забайкальский, Красноярский и Хабаровский края, Амурская, Архангельская, Астраханская, Владимирская, Кемеровская, Кировская, Курская, Ленинградская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Оренбургская, Орловская, Псковская, Рязанская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Томская, Челябинская и Ярославская области, город Севастополь, Ямало-Ненецкий автономный округ). В ряде муниципальных образований большинства регионов в состав комиссий включены не все представители государственных надзорных органов, общественных организаций, в некоторых муниципалитетах указанные специалисты не принимали или отказывались от участия в работе комиссий. В большинстве субъектов Российской Федерации в ходе выездного мониторинга Фондом зафиксированы строительные дефекты и недостатки, допущенные строительными организациями при строительстве домов, в которых нарушения комиссиями при приемке не выявлялись.
По результатам проверок Фонда на недостатки работы приемочных комиссий обращалось внимание руководителей субъектов Российской Федерации, давались рекомендации по усилению контроля за их работой.
В отчетном периоде Фонд продолжил осуществление мониторинга исполнения подрядными организациями (застройщиками) обязательств по государственным и муниципальным контрактам, заключенным в рамках программ переселения 2013−2018 годов. Информация об организациях, нарушивших условия заключенных контрактов, по итогам проведенных проверок регулярно публикуется на сайте Фонда. По результатам выездных проверок, проведенных в 2019 году выявлены 57 подрядных организаций (застройщиков), допустивших срыв сроков строительства домов и (или) существенные нарушения строительных норм и правил при возведении 126 домов в 25 субъектах Российской Федерации (Республика Ингушетия, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Республика Тыва, Удмуртская Республика, Забайкальский и Краснодарский края, Амурская, Архангельская, Астраханская, Воронежская, Ленинградская, Кировская, Курганская, Московская, Нижегородская, Омская, Оренбургская, Пензенская, Рязанская, Свердловская, Смоленская, Томская и Челябинская области, Ямало-Ненецкий автономный округ).
В целях усиления ответственности Фонд продолжил информирование саморегулируемых организаций в сфере строительства о допускаемых порядными организациями (застройщиками) нарушениях. За 2019 год Фондом направлено 5 обращений в 5 СРО («Ассоциация строителей Мордовии», Ассоциация СРО «Объединение строителей Кировской области», Ассоциация СРО «Центр развития строительства», Ассоциация СРО «Большая Волга», Ассоциация СРО СРКР «Жилищный комплекс») по 6 строительным организациям (ООО «Газстрой», СП «Мордовстрой», ООО «ОКС завода ОЦМ», ООО «Северстройгрупп», ООО «СтройПартнер», ООО «Суугу»). По результатам рассмотрения обращений Фонда СРО принимаются отнесенные к их компетенции меры реагирования в виде вынесения предписания и исключения из действующих членов СРО.
В случаях непринятия мер СРО, Фонд информирует Ростехнадзор о фактах ненадлежащего исполнения саморегулируемыми организациями функций по контролю за деятельностью своих членов. Так, после обращения Фонда в Ростехнадзор Ассоциацией РООР «Союз строителей Якутии» были приняты меры дисциплинарного воздействия в отношении застройщика ООО СК «Созвездие», нарушившего сроки строительства 5 МКД в пос. Серебряный Бор Республики Саха (Якутия).
В ходе плановых выездных проверок, проведенных с начала 2019 года, специалисты государственной корпорации продолжили фиксировать низкие темпы сноса расселенных аварийных домов, включенных в заявки 2008−2016 годов на предоставление финансовой поддержки Фонда на переселение граждан из аварийного жилья, в Республике Башкортостан, Республике Дагестан, Республике Карелия, Республике Коми, Республике Северная Осетия – Алания, Республиках Татарстан, Республике Тыва, Кабардино-Балкарской Республике, Забайкальском крае, Архангельской, Астраханской, Калужской, Кировской, Московской, Новгородской, Псковской, Самарской, Сахалинской, Ленинградской и Орловской областях, Ямало-Ненецком автономном округе. Основными причинами затягивания сроков проведения мероприятий по сносу расселенного аварийного жилья являются отсутствие денежных средств в бюджетах муниципальных образований, а также непредвиденные обстоятельства (незавершенные судебные разбирательства, розыск граждан, чье местопребывание неизвестно, оформление наследства).
С февраля 2019 года Фондом осуществляется выездной мониторинг реализации региональными операторами своей деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. По итогам года мониторинговые мероприятия проведены в 45 субъектах Российской Федерации (Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия − Алания, Республика Татарстан, Республика Тыва, Кабардино-Балкарская Республика, Чеченская Республика, Забайкальский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский и Хабаровский края, Амурская, Архангельская, Воронежская, Иркутская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Курская, Ленинградская, Московская, Новосибирская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Рязанская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Томская, Челябинская и Ярославская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Севастополь).
При проведении выездных мероприятий особое внимание уделялось мониторингу деятельности регионального оператора по организации своевременного проведения капитального ремонта, анализу факторов, влияющих на финансовую устойчивость региональных операторов, эффективности использования средств, а также вопросам качества выполненных ремонтных работ.
Результаты мониторинга свидетельствуют о ненадлежащем проведении в ряде регионов мониторинга технического состояния МКД и неэффективном взаимодействии участников этого процесса (региональных и муниципальных органов власти, региональных операторов и управляющих организаций), следствием которых в отдельных случаях являлось неправомерное выполнение и оплата капитального ремонта в домах, признанных в установленном порядке аварийными (Республика Бурятия, Республика Мордовия, Пермский край, Кировская и Сахалинская области), а также осуществление капитального ремонта в домах с высокой степенью износа, ремонт которых экономически нецелесообразен (Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Карелия, Республика Коми, Забайкальский и Красноярский края, Кемеровская, Оренбургская, Орловская, Сахалинская, Томская, Челябинская и Ярославская области).
В ряде регионов зафиксированы иные факты неправомерного использования региональными операторами средств, выражающиеся, в том числе в оплате фактически невыполненных работ и неподтвержденных затрат, нарушениях при применении расценок и коэффициентов к сметной стоимости, что приводит к завышению стоимости работ (Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Карелия, Республика Калмыкия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Крым, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия – Алания, Республика Тыва, Забайкальский, Пермский и Хабаровский края, Архангельская, Иркутская, Калужская, Курская, Ленинградская, Новосибирская, Оренбургская, Орловская, Самарская, Сахалинская, Томская и Ярославская области, Ямало-Ненецкий автономный округ).
Также в рамках мониторинга установлено неэффективное использование средств фондов капитального ремонта на оплату предусмотренных нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации работ (услуг), не относящихся к капитальному ремонту и улучшению технического состояния МКД (Республика Карелия, Республика Татарстан, Пермский край, Архангельская, Кировская, Московская и Новосибирская области).
В ряде регионов установлены случаи оплаты работ и услуг, стоимость которых определена с использованием сметных норм и расценок, по которым, исходя из фактических затрат, имеется возможность их оптимизации.
В большинстве проверенных субъектов Российской Федерации нарушаются сроки реализации краткосрочных планов региональных программ. Основными причинами невыполнения планов являются низкий уровень их подготовки, позднее проведение конкурсов по отбору подрядчиков, ненадлежащий контроль за их реализацией как со стороны регионального оператора, так и ответственных за реализацию программ региональных органов власти, а также нарушение подрядными организациями сроков и качества выполнения ремонтных работ.
Кроме того, в ходе мониторинга зафиксированы риски невыполнения в полном объеме долгосрочных программ капитального ремонта, связанные с недостаточным финансовым обеспечением программ (в срок действия программы не обеспечивается возвратность средств, заимствованных у одних домов и использованных на капитальный ремонт других домов; региональными операторами не принимаются надлежащие меры по взысканию задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт и проч.).
При проведении осмотра объектов капитального ремонта практически во всех проверенных регионах выявлены факты некачественного выполнения ремонтных работ, а также нарушения технологии производства выполненных работ, СНиП, технических регламентов и других норм градостроительного законодательства. Основными причинами некачественного выполнения ремонтных работ являются нарушения, допущенные подрядными организациями при выполнении работ, несоответствие качества выполнения технологических операций и несоответствие применяемых материалов требованиям проектной документации и технических регламентов. Также указанное свидетельствует о ненадлежащем осуществлении строительного контроля как со стороны региональных операторов, так и привлекаемых ими подрядных организаций по контролю за соблюдением проектных решений, сроков выполнения работ, требований нормативных документов, последовательности и состава выполняемых технологических операций. В ряде случаев нарушения качества работ обусловлены низким уровнем разработанной проектно-сметной документации и ненадлежащей приемкой выполненных работ (без участия в работе комиссии, создаваемой региональным оператором, представителей органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию программы капитального ремонта, и представителей управляющих организаций, что является нарушением пункта 5 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, в ходе мониторинга выявлены факты предоставления субъектами Российской Федерации недостоверных сведений в составе отчетности, направляемой в Фонд во исполнение приказа Минстроя России от 1 декабря 2016 года №871/пр (Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Ингушетия, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Северная Осетия − Алания, Республика Тыва, Кабардино-Балкарская Республика, Чеченская Республика, Забайкальский, Краснодарский, Красноярский и Хабаровский края, Амурская, Архангельская, Калужская, Кировская, Курская, Ленинградская, Московская, Оренбургская, Орловская, Псковская, Рязанская, Самарская, Сахалинская, Томская, Челябинская и Ярославская области, г. Севастополь). Также нередко регионами в АИС «Реформа ЖКХ» своевременно не актуализируются и не в полном объеме заполняются данные по мониторингу реализации программ капитального ремонта.
В связи с возобновлением предоставления финансовой поддержки на реализацию проектов модернизации в рамках контроля за ходом реализации проектов по результатам анализа представляемой регионами квартальной отчетности Фондом в 2019 году в трех субъектах Российской Федерации (Воронежская, Калужская и Курская области), проведен внеплановый выездной мониторинг хода реализации проектов модернизации системы коммунальной инфраструктуры и выполнения требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 года № 1451.
По результатам контрольных мероприятий в регионах выявлены следующие нарушения и замечания:
риски невыполнения мероприятий (этапов работ) по реализации проектов модернизации в сроки, предусмотренные договорами (Воронежская и Калужская области);
выполнение работ по проектам модернизации с отступлением от утвержденных проектных решений (Воронежская, Калужская и Курская области), при этом в Воронежской и Курской областях требуется внесение изменений в проектную документацию и получение соответствующих заключений государственных экспертиз.
В ходе осмотра объектов модернизации в Воронежской и Калужской областях были выявлены нарушения СНиП, технических регламентов и прочих норм градостроительного законодательства.
В Курской области отмечен недостаточный уровень организации проведения строительного контроля в процессе реализации проектов модернизации.
Выездной мониторинг хода реализации проектов модернизации системы коммунальной инфраструктуры в остальных субъектов РФ, которым предоставлена финансовая поддержка, будет проводиться в плановом режиме в 2020 году.
Также в 2019 году Фондом продолжено осуществление контроля за устранением нарушений в части стоимости и объемов выполненных работ, выявленных при проведении выездного мониторинга хода подготовки и реализации проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры в 2018 году.
В 2019 году Фонд продолжал осуществлять взаимодействие с общественными организациями НП «ЖКХ Контроль» и Общероссийским общественным движением «Народный Фронт «За Россию». Совместная работа была нацелена в первую очередь на обеспечение должного контроля за ходом реализации программ переселения и качеством предоставляемого гражданам жилья. Кроме того, внимание уделялось рассмотрению обращений по вопросам, связанным с качеством работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД.
За истекший период представители общественности приняли участие в 76 выездных проверках Фонда на территории 58 субъектов Российской Федерации.
Информация, поступающая от данных общественных организаций, учитывалась при проведении плановых выездных проверок, а в случаях, требующих срочных мер реагирования, Фондом организовывались внеплановые выезды. В 2019 году такие внеплановые контрольные мероприятия проведены в 15 регионах (Республика Мордовия, Республика Тыва, Удмуртская Республика, Краснодарский край, Брянская, Волгоградская, Воронежская, Кировская, Курганская, Московская, Нижегородская, Омская, Пензенская, Рязанская и Тульская области). Из них наибольшее количество домов с нарушениями по качеству было поставлено на контроль в Омской (27 МКД), Курганской (12 МКД) и Тульской (6 МКД) областях.
Совместные выездные проверки позволяют также контролировать устранение нарушений качества жилых помещений и выявлять дефекты как в домах, уже стоящих на контроле, так и в домах, снятых с контроля (Республика Карелия, Республика Коми, Республика Мордовия, Удмуртская Республика, Брянская, Волгоградская, Калужская и Новосибирская области). Так, в Волгоградской области благодаря сигналам общественности в двух домах по ул. Стадионная, 5 а в г. Краснослободске и ул. 1-й микрорайон, 57 а в г.п. Средняя Ахтуба были выявлены новые строительные дефекты, в связи с чем они были повторно поставлены на контроль.
При проверке в Калужской области домов по ул. Пионерская, 44, 46 и 48 в г. Людиново в ходе проверки зафиксированы новые строительные дефекты, а также нарушения, связанные с вводом домов в эксплуатацию, в связи с чем они были вновь поставлены на контроль.
Всего с начала 2019 года по итогам выездных проверок, проведенных с учетом информации поступившей от общественности, повторно включены в реестр обращений 13 МКД.
В 2019 году Фонд продолжил направлять в адрес НП «ЖКХ Контроль» сведения о домах, стоящих на контроле в связи со значительными строительными дефектами и требующих особого внимания, для проверки региональными центрами общественного контроля. В отчетном периоде такая информация направлена по 76 домам в 16 субъектах Российской Федерации (Республика Бурятия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Краснодарский край, Астраханская, Архангельская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Московская, Мурманская, Новгородская, Пензенская, Свердловская, Смоленская и Челябинская области).
Данная практика позволяет своевременно выявлять дома, устранение нарушений в которых не проводится, либо выполняется с нарушением сроков, установленных планами-графиками (Республика Бурятия, Амурская, Брянская, Воронежская, Новгородская и Омская области).
Так, в Амурской области проверка хода устранения недостатков качества в домах по ул. Бурейская, 59/1 и ул. Октябрьская, 66, 66/1, 69 в п. Бурея показала, что значительные нарушения качества не были устранены. Помимо этого, выявлены серьезные конструктивные дефекты данных многоквартирных домов, в связи с чем даны рекомендации по скорейшему проведению строительно-технической экспертизы на предмет выявления степени аварийности и пригодности (непригодности) зданий для проживания граждан.
В ходе проведения контрольных мероприятий на территории Воронежской области при осмотре дома по ул. Пригородная, 50 в г. Борисоглебске выявлено, что в нарушение установленного плана-графика срока работы остаются не завершенными. Данная информация о непринятии должных мер реагирования для устранения выявленных недостатков по качеству дома и жилых помещений была направлена в адрес региональной прокуратуры.
За истекший период 2019 года по информации, поступившей от общественности, о проведении некачественных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, было осмотрено 25 многоквартирных домов в 10 регионах (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Бурятия, Республика Коми, Красноярский край, Воронежская, Кировская, Ленинградская, Московская, Рязанская и Челябинская области). По результатам мониторинга в регионы были направлены рекомендации по принятию соответствующих мер в части проведения капитального ремонта общего имущества в МКД. Например, проверка Фонда и регионального отделения ОНФ в Республике Коми помогла добиться завершения капитального ремонта в доме по ул. Корабельная, 2А в п. Краснозатонский в г. Сыктывкаре.
Совместная работа, помимо недостатков качества проведенного капитального ремонта, помогает выявлять нарушения, связанные с включением аварийных домов в программу капитального ремонта.
Так, в городе Омутнинске Кировской области в многоквартирных домах по ул. Набережная, 7 и Кривцова, 28, признанных аварийными, был проведен капитальный ремонт после признания их таковыми, что повлекло за собой неправомерное расходование денежных средств. Информация о выявленных фактах направлена Фондом в прокуратуру Кировской области.
Выполнение мероприятий по устранению всех нарушений, выявленных в ходе выездного мониторинга, остается на контроле Фонда вплоть до их полного завершения. Выводы по итогам мониторинговых мероприятий и рекомендации о мерах по устранению допущенных нарушений доводятся Фондом в составе отчетов и писем до сведения высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Кроме того, информация о результатах выездных проверок направляется для принятия соответствующих мер реагирования в контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации и региональные прокуратуры. Так, в 2019 году Фонд получил информацию о рассмотрении прокурорами 43 субъектов Российской Федерации актов Фонда о результатах выездного мониторинга.
Согласно указанной информации органами прокуратуры были внесены 259 представлений об устранении нарушений требований законодательства, в том числе в 7 субъектах Российской Федерации – в адрес должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с недостатками в организации исполнения мероприятий программ переселения, в 16 регионах – в адрес региональных операторов по фактам нарушений, допущенных при реализации программ капитального ремонта. В 19 регионах были возбуждены дела об административных правонарушениях, объявлялись предостережения о недопустимости нарушения закона, виновные должностные лица привлекались к дисциплинарной ответственности.
Для решения вопросов об уголовном преследовании, материалы проверок органов прокуратуры направлялись в следственные и правоохранительные органы 12 субъектов Российской Федерации. Так, в Амурской области по выявленным Фондом в г. Благовещенске фактам неправомерного использования региональным оператором денежных средств, выразившегося в оплате выполненных работ по актам, не согласованным лицом, уполномоченным действовать от имени собственников помещений в МКД, а также работ, не относящихся к категории общего имущества в МКД, в октябре 2019 года городской прокуратурой в МОМВД «Благовещенский» направлены материалы проверки в порядке статей 144-145 УПК РФ для рассмотрения по существу и решения вопроса об уголовном преследовании.
Итоги проводимого Фондом выездного мониторинга деятельности региональных операторов, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, обсуждены в августе 2019 года на заседании действующей с 2012 года при Генеральной прокуратуре Российской Федерации межведомственной рабочей группы по повышению эффективности надзора за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в состав которой входит представитель Фонда.
В сентябре 2019 года Фонд принял участие в работе межведомственного семинара прокуратур Приволжского федерального округа, посвященного актуальным вопросам состояния законности в сфере капремонта домов и переселения граждан из аварийного жилья. Фондом была обозначена ситуация с реализацией соответствующих программ в субъектах Российской Федерации, расположенных в пределах Приволжского федерального округа, а также отмечены характерные нарушения, выявляемые в ходе выездных контрольных мероприятий в указанных регионах.
Кроме того, с Управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Фондом осуществлялось взаимодействие в ходе выездного мониторинга, проведенного в марте и ноябре 2019 года в Пермском крае и Самарской области соответственно. Например, по результатам совместных проверочных мероприятий в Самарской области в адрес региона Фондом был направлен отчет, содержащий, среди прочего, рекомендации по активизации работы по урегулированию возникших при реализации программ переселения непредвиденных обстоятельств, исключению из программ переселения не подлежащих расселению жилых помещений, а также по соблюдению ОМС предусмотренного Жилищным кодексом Российской Федерации порядка изъятия жилых помещений у собственников аварийного жилья.
Также в текущем году продолжено взаимодействие с органами МВД России. В частности, по результатам контрольных мероприятий Фондом в ГУЭБ и ПК МВД России направлены материалы о выявленных в ходе выездного мониторинга реализации программ переселения грубых нарушениях законодательства в 10 субъектах Российской Федерации (Республика Саха (Якутия), Республика Хакасия, Забайкальский край, Амурская, Архангельская, Астраханская, Калужская, Московская, Пензенская и Смоленская области).
Согласно информации, поступившей в 2019 году в Фонд из органов прокуратуры и ГУЭБиПК МВД России, по зафиксированным в ходе проверок Фонда нарушениям расследовалось (расследуется) 18 уголовных дел на территории 15 регионов (Республика Ингушетия, Республика Саха (Якутия), Забайкальский край, Амурская, Архангельская, Воронежская, Иркутская, Калужская, Кировская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Саратовская, Смоленская и Тверская области), возбужденных в 2018-2019 годах по фактам превышения должностных полномочий (ст. 286 Уголовного кодекса Российской Федерации), халатности (ст. 293 Уголовного кодекса Российской Федерации), злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации) и мошенничества (ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Например, в Калужской области в связи с тем, что построенные в рамках программы переселения дома по ул. Гагарина, 9 и 11 в г. Козельске не соответствуют проектно-сметной документации, а акты выполненных работ подписаны без исполнения подрядными организациями взятых на себя в полном объеме обязательств, в 2018 году были возбуждены и расследуются уголовные дела по части 3 статьи 159 (мошенничество) и части 1 статьи 285 (злоупотребление должностными полномочиями) Уголовного кодекса Российской Федерации.
В 2019 году Фондом продолжено взаимодействие с Федеральным казначейством, в рамках которого осуществляется обмен информацией, получаемой по итогам реализации полномочий и компетенции сторон по проведению проверочных мероприятий в части исполнения субъектами Российской Федерации региональных программ, софинансируемых за счет средств госкорпорации, а также осуществляется мониторинг и принимаются меры по устранению нарушений, выявленных в ходе проведения данных проверочных мероприятий. Так, согласно представленным Федеральным казначейством данным по результатам проведенных в 2019 году проверок территориальными органами Федерального казначейства в субъектах Российской Федерации были выявлены нарушения, допущенные при использовании средств Фонда на общую сумму 2,93 млрд. рублей. По итогам проведенного Фондом мониторинга по данным сведениям от регионов была получена информация об устранении указанных нарушений на общую сумму 1,97 млрд. рублей. В отношении ряда субъектов Российской Федерации Фондом были приняты отнесенные к его компетенции меры реагирования, в частности, к ряду регионов были применены меры финансовой ответственности за недостижение целевых показателей, представление в Фонд недостоверной отчетности на общую сумму 122,7 млн. рублей (Кировская, Московская, Псковская и Тверская области, Еврейская автономная область). Мониторинг выполнения мероприятий по устранению остающихся нарушений будет продолжен, также полученные от Федерального казначейства сведения используются при проведении Фондом выездных проверок в субъектах Российской Федерации.
В свою очередь, сводная информация о результатах проводимого Фондом выездного мониторинга с указанием сведений об основных выявленных нарушениях, допущенных при использовании средств Фонда и реализации региональных программ, направляется Фондом в Федеральное казначейство для возможного использования в работе.
В рамках взаимодействия отчеты о результатах выездного мониторинга направляются Фондом в контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и, при необходимости, в Счетную палату Российской Федерации: в 2019 году в адрес счетных палат регионов было направлено 48 отчетов.
В 2019 году ответы о результатах их рассмотрения поступили из контрольно-счетных органов 45 регионов, в том числе акты проверок − из 26 субъектов Российской Федерации (Республика Адыгея, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Калмыкия, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Забайкальский, Краснодарский и Красноярский края, Астраханская, Владимирская, Иркутская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Курская, Новосибирская, Рязанская, Самарская, Сахалинская, Челябинская и Ярославская области). Рабочими группами Фонда проконтролировано устранение нарушений, выявленных контрольно-счетными палатами в 24 регионах на общую сумму
217 655,6 тыс. руб., из которых нарушения в 5-ти субъектах Российской Федерации на общую сумму 177 397,7 тыс. рублей остаются на контроле Фонда. Информация о результатах контрольных мероприятий используется Фондом в работе.
В ходе выездного мониторинга, проведенного в октябре 2019 года в Челябинской области, Фондом осуществлялось взаимодействие с Контрольно-счетной палатой региона, в рамках которого проведен совместный осмотр возведенных в рамках программ переселения
14 домов, а также взято на контроль устранение нарушений на общую сумму 6 150,6 тыс. рублей, допущенных Бакальским гп Саткинского муниципального района и выразившихся в расселении не включенных в программу жилых помещений и переселении граждан, утративших право на переселение.
Департамент внешних коммуникаций и связей с общественностью ГК ФСР ЖКХ