Международный круглый стол «Дербент — колыбель европейского ислама»

26 сентября состоялся международный круглый стол «Дербент – колыбель европейского ислама», где в древнейшем городе России собрались лидеры мусульман Европы.

Международный круглый стол был организован Европейским мусульманским форумом, Администрацией Дербента и ДОРОВО Исламским университетом имени Шейха Абдулла Афанди г. Дербент при поддержке Муфтията РД.

Впервые столь представительная делегация европейских мусульман, состоящая из видных общественных и религиозных деятелей, журналистов и депутатов парламентов, собралась в таком составе на Кавказе. Символично, что это состоялось именно в колыбели европейского ислама – в славном Дербенте.

В нем принимали участие около 500 человек из разных городов и стран: Франции, Великобритании, Испании, Кыргыстана, Казахстана, Литвы, Турции, Эстонии, Румынии, Сербии, Азербайджана и многих городов России. В их числе были не только духовные лидеры и представители духовенства, но и общественные и политические деятели.

Символично, что круглый стол проходил именно в колыбели европейского ислама – в Дербенте, где расположены крупнейший в Европе комплекс захоронений Сподвижников Пророка Мухьаммада (с.т.а.в.) и древняя мечеть, построенная в 733 году. По словам организаторов, форум призван закрепить за Дербентом статус колыбели европейского ислама.

Данное мероприятия началось с чтения Корана муджизом, магистром Шариатских наук, победителем международного конкурса чтецов Корана Расулом Каибовым.

После просмотрели видеоролик о Европейском Мусульманском Форуме и предоставили вступительное слово Президенту Европейского мусульманского форума Франция, Париж/Россия, Москва Абдул-Вахеду Ниязову.

Он рассказал: «16 сентября в Анкаре прошел саммит России, Турции и Ирана – трех крупнейших евразийских государств, которые в цивилизационном плане объединяет город Дербент; в прошлом входивший в состав как иранского (персидского), так и турецкого (османского) государств. Теперь же это южный форпост и древнейший город Российской державы.

Именно отсюда на территории современной России распространялись все три монотеистические религии: иудаизм, христианство и ислам. Примерно в один период ислам вместе с приходом в Дербент оказался и на островах Родос и Кипр, однако только в Дербенте ислам остается непрерывно вплоть до наших детей. Таким образом Дербент является колыбелью ислама не только для России, но и для всего европейского Континента.

В Дербенте расположен крупнейший в Европе комплекс захоронений Сподвижников Пророка Мухьаммада (с.т.а.в.) – даже больше чем в Стамбуле. Кроме того, в городе непрерывно с 733 года действует старейшая сохранившаяся в Европе мечеть.

О перспективах развития древнего города и возможностях международного культурного и делового сотрудничества, в том числе в области привлечения туристов из Европы и Мусульманского Мира пойдет речь и на сегодняшнем международном круглом столе «Дербент – колыбель европейского ислама», в котором принимают участие лидеры мусульман Европы от Скандинавии до Азербайджана».

Он так же поблагодарил бизнесмена, члена Совета Федерации Сулеймана Керимова и главу администрации города Дербент Хизри Абакарова за оказываемую постоянную помощь и внимание.

После выступил Верховный муфтий Кыргызстана Максатбек-Ажы Токтомушев, он отметил: «Дербент является тем городом, откуда ислам проник в Россию. Нашей задачей является познакомить гостей мероприятия с Дербентом, рассказать о его истории, рассказать о том, какие изменения к лучшему происходят».

После с приветственным словом выступил заместитель главы администрации города Дербент Зейналов Видади Вагифович, который передал приветственные слова главы городского округа «город Дербент» Хизри Абакарова.

Видади Вагифович подчеркнул: «Впервые столь представительная делегация европейских мусульман, состоящая из видных общественных и религиозных деятелей, лидеров мусульман Европы от Скандинавии до Азербайджана, журналистов и депутатов парламентов, собрались в таком составе именно здесь, у нас, в одном из древнейших городов мира, Дербенте.

Заслуживает одобрения уже сам замысел встречи, в ходе которой будут рассмотрены перспективы развития древнего города и возможности международного культурного и делового сотрудничества, в том числе в области привлечения туристов из Европы и Мусульманского Мира».

Далее просмотрели видеоролик про историю Дербента и дали слово духовному наставнику, имаму исторической джума мечети г. Дербент Шейху Исамутдину Эфенди (къ.с.), который сделал очень полезное наставление для всех слоев общества.

«А’узубиллаhи минашшайтъани рраджим. Бисмиллаhи ррахьмани ррахьим. Альхьамдулиллаhи Рабиль ‘аламин. Ассалату вассаламу ‘аля Сайидина, ва Хьабибина, ва Санадана, ва Мавляна Мухьаммадин Мухтари ва ‘аля алиhи васахьбиhи аджма’ин. Амма баъду. Ассаламу ‘алайкум ва рахьматуллаhи та’ала ва баракату.

Дорогие участники круглого стола, просим Аллаhа (с.т.) Всевышнего, чтобы наше мероприятие дало баракат (благодать), чтобы в этом мире и на том свете от нее нам была польза.

Пророк Мухьаммад (с.т.а.в.) сделал одно высказывание, которое охватывает все и по которому мы все должны жить, чтобы наше общество процветало.

Пророк (с.т.а.в.) сказал: «Не может быть общество процветающим, развивающимся, живущим в мире и согласии, если в обществе не живут правильно, не поступают правильно, не живут согласно совести, особенные люди общества, которые являются гвоздями общества, опорой общества, основой общества».

Асхабы спросили у Пророка (с.т.а.в.): «О, Посланник Аллаhа (с.т.а.в.), кто же они?»

Пророк (с.т.а.в.) ответил: «Первые – власть имущие общества, вторые – ученые общества, третьи – мудрые люди общества, четвертые – торговцы (бизнесмены) общества».

И Пророк (с.т.а.в.) каждой категории дал сравнение.

Первые – правители, т.е. власть имущие общества, их Пророк (с.т.а.в.) сравнивает с пастухами. Пастух это кто? Тот, который постоянно заботится о своей пастве. Его проблема в чем? Чтобы в стаде не было больное, страдающее животное, он должен быть в курсе всех их проблем, должен оберегать их от врага, от волка и т.д., он должен находиться в постоянной заботе о стаде. Пророк (с.т.а.в.) говорит: «Но если эти пастухи становятся волками, тогда кто будет охранять этот народ, кто будет заботиться об этом народе?» Когда наши правители, наши власть имущие нарушают, когда они выходят за рамки закона, тогда в этом обществе начинают появляться определенные группировки. Почему? Потому что, они ищут себе других лидеров, других, которые будут их наставлять, направлять, потому что их правители не являются для них примером. Поэтому, первым и главным является то, что мы, власть имущие, должны стать примером для общества: быть честными, верующими, порядочными и т.д.

Вторые – ученые, их Пророк (с.т.а.в.) сравнивает с врачами, они целители общества, они должны наставлять и воспитывать общество. Пророк (с.т.а.в.) говорит: «А если эти лекари сами больные, тогда кто будет лечить общество». А сегодня мы, ученые, больны, красиво говорим, аят Корана говорим, хадис говорим, но живем как, поступаем как? Об этом нам, надо думать. Прежде всего, мы должны стать верующими людьми, Мусульманами, крепко которые Аллаhа (с.т.) Всевышнего боятся и которые ради общества днем и ночью трудятся. А наши имамы таковыми и являются. Именно имамы Дагестана оставили свои жизни, оставили свои семьи, не имея ни моральной, ни материальной поддержки, днем и ночью стараются на этом пути и не сходят с этого пути, потому что им этот путь завещал Всевышний и никто не отойдет, и они будут стоять на этой дороге. Мы должны знать, что Вера наша, которая пришла сюда в Дагестан, не пришла от кого-то, ее привели сюда сподвижники Пророка (с.т.а.в.), 1400 лет тому назад и эта дорога стоит, идет от них, она не изменилась ни в какой форме и не будет меняться до Судного Дня. Поэтому мы должны наших имамов, наших ученых, которые стоят на этой дороге, глубоко чтить и уважать.

Третьи – мудрецы общества. Мы говорим аксакалы, это откуда взято, именно у нас в Дагестане слово мудреца решало серьезные вопросы, войны останавливало, кровопролитие останавливало, все вопросы сегодня у нас так решаются, масляат делаем. Масляат, который ученый не может сделать, тот масляат, который не может сделать правитель, – кто делает? Мудрый человек встает и говорит одно слово, и его слово решает все. Кто такие мудрые люди? Их Пророк (с.т.а.в.) сравнивает со звездами, которые ночью направляют человека на правильный путь, так же и мудрые люди общества, они должны направлять и наставлять на правильный путь, правильную дорогу.

На мудрецах держится наше общество, их слово имеет огромное значение, поэтому везде должен быть совет мудрецов, так как Пророк (с.т.а.в.) сравнивает их со звездами.

Пророк (с.т.а.в.) говорит: «Если эти звезды не будут нам путь освещать, куда мы пойдем и как мы найдем дорогу».

Если мы не будем смотреть на дорогу наших предков, на ту дорогу, которую они нам завещали, с кем мы пойдем, что у нас есть без них? Без прошлого, у нас нет будущего.

Четвертые – торговцы, бизнесмены, которые зарабатывают, дают нам возможность заработать, кормить свои семьи, одеваться и заработать халал. Их Пророк (с.т.а.в.) сравнивает с доверенными людьми общества, на кого мы будем опираться, кому мы будем доверять свою семью, кормление семьи, одевание семьи, экономику семьи, экономику государства. Если они становятся обманщиками, если они предают эту надежду, тогда с кем мы будем идти.

Пророк (с.т.а.в.) указал эти 4 точки опоры общества, которые должны быть впереди и процветать, быть лучшими и правильными людьми, и они должны быть вместе и работать вместе, тогда остальная часть общества; и молодые, и старшие, и мужчины, и женщины, и старики, все будут жить в мире и согласии.

Пусть Аллаh (с.т.) Всевышний даст нам, чтобы эти 4 категории, 4 точки опоры нашего общества, которые у нас есть, процветали и были правильными, чтобы мы задумались, чтобы мы исправились, чтобы мы работали вместе, ради процветания нашего общества. Аминь! Я Раббаль ‘алямин!

Спасибо! Ассаламу‘алейкум ва рахьматуллаhи та’ала ва баракатуh».

На данном мероприятии так же выступили: заместитель муфтия Шихабутдин Гусейнов, Сэр Икбал Сакрани, глава Мусульманского Совета Великобритании, член Правления ЕМФ, Великобритания, Лондон, Гаджимурад Омаров, депутат Государственной Думы от республики Башкортостан, Фазиль Мустафа, депутат парламента Азербайджанской Республики, член делегации Азербайджанской Республики в ПАСЕ из Азербайджана, Ромас Якубаускас, муфтий Литвы, член Правления ЕМФ из Литвы, Мигель Ангель Руис, глава Мусульманской общины Испании, член Правления ЕМФ из Испании, Мухаммад Дашдемиров, проректор по учебной части Исламского университета имени Шейха Абдула-Афанди, Чингиз Озгенчил – исполнительный директор Босфорского Форума из Турции, Нафигулла Аширов – сопредседатель Совета Муфтиев России, председатель ДУМ Азиатской части России, Нуреддин Белхут, директор Института исламских наук в Париже из Франции, Ильдар Мухамедшин, Муфтий Эстонии, Абдурагим Ильясов, муфтий Тамбовской области, Мурад Юсуф, муфтий Румынии, Абдулла Нуман, муфтий Сербии, Намик Мурадов, экономист, кандидат экономических наук, доцент Азербайджанского Государственного Экономического Университета из Азербайджана, Ибрагим Теллиоглу, историк, профессор университета «19 мая» (Самсун), член ученого совета Турецкого Общества Истории из Турции, Альберт Мустафин, глава мусульманской общины Вологодской области, Мехди Гянджали, тюрколог, заместитель руководителя Института тюркологии, Руководитель группы кавказских языков и культур из Турции, Кифа Мухаммада, Муфтий ЦДУМ Волгоградской области, Малик Кяримов, профессор Стамбульского университета, советник ЕМФ из Турции, Нариман Исенов – имам мечети «Нур-Астана» из Казахстана, Шохлет Афшар (Шохлет Ахундов) – поэт, публицист, руководитель Азербайджанского отделения всемирного объединения Афшаров из Азербайджана.

 

Тимур Махмудов