В этом году в Республике Дагестан стартует проект по ранней профессиональной ориентации учащихся 6 – 11-х классов «Билет в будущее», инициированный Президентом Российской Федерации В. Путиным.
Участниками проекта станут 130 общеобразовательных организаций республики. Линейка практических мероприятий проекта позволит учащимся познакомиться с миром профессий, а также попробовать свои силы в тех или иных компетенциях под руководством опытных наставников.
«Проект призван научить подростков делать осознанный профессиональный выбор. И помощь в этом им действительно необходима. Школьникам приходится задумываться о будущей профессии довольно рано. Чтобы поступить в вуз на ту или иную специальность, надо сдать профильные ЕГЭ, подготовка к которым часто занимает не один год. Получается, что такое серьезное решение, как выбор дальнейшей профессии, ученикам приходится принимать уже в средней школе. При этом большинство детей имеют весьма смутные представления о том, чем на самом деле занимаются, к примеру, инженеры, администраторы, экспедиторы и технологи и чем промышленный дизайн отличается от инженерного», — объясняет региональный координатор проекта, директор Технического колледжа Мафият Рахманова.
Проект реализуется с 2018 года в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование». Оператором проекта выступает Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.
В этом году участие в практических мероприятиях проекта примут не менее 100 тысяч российских школьников. В Дагестане проведение профориентационного тестирования и практических мероприятий различных форматов запланированы на период с сентября по декабрь 2019 года.
В сентябре в школах-участниках пройдет внеклассное мероприятие — «Урок профессионализма». Он расскажет учащимся 6-11-х классов о проекте и движении «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)».
По данным анализа Минпросвещения РФ, 90% подростков не понимают, чего хотят и что им интересно, а также не имеют никакого представления о том, что собой представляет рынок труда. 10% − приблизительно осознают, какая сфера профессиональной деятельности им близка, например, выбирают все, что связано с техникой или компьютерами. Повышенная мотивация только у 2% детей.
«Часто абитуриенты выбирают профессию наугад. И проблему эту надо решать системно. Открывать новые направления обучения и более плотно заниматься профориентацией, чтобы поступление в колледжи было результатом осознанного выбора. Наша задача − сделать так, чтобы дети могли сопоставить свои наклонности, способности и интересы с тем, что предлагает им действительность, и найти свое место в жизни», — отмечает заместитель министра просвещения РФ Ирина Потехина.
Проект реализуется по направлениям: «Информационные технологии», «Туризм», «Сельское хозяйство», «Энергетика», «Здоровье», «Городская среда», «Транспорт», «Космос» и «Новые материалы». Ученикам будет доступно на выбор порядка 90 профессий, для которых эксперты разработали более 400 самых характерных кейсов.
Информация по итогам профориентационного тестирования, прохождения практических мероприятий, а также данных, полученных от наставников, будет зафиксирована в личных кабинетах участников проекта. На основании этого цифрового портфолио на третьем этапе каждому школьнику будут даны рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными областями деятельности.