Итоги проведения государственных экзаменов в школах Дагестана в текущем году обсудили сегодня на заседании регионального Правительства под руководством премьер-министра Артёма Здунова.
С основным докладом выступила вице-премьер – министр образования и науки Дагестана Уммупазиль Омарова. Она констатировала, что Единый государственный экзамен на территории региона в этом году прошел в штатном режиме.
Всего ЕГЭ в Дагестане сдавали 12 тыс. 452 выпускника по 14 предметам. Что касается Государственной итоговой аттестации, то ее провели для 43 тыс. 992 человек. Для этого было создано 68 пунктов проведения экзаменов на базе школ, 6 пунктов — на дому, для детей с ограниченными возможностями здоровья. Все пункты проведения экзаменов были охвачены системой видеонаблюдения: в режиме онлайн работали 985 аудиторий, в режиме офлайн – 34 аудитории для участников с ОВЗ и в пунктах на дому.
В организации проведения ЕГЭ в 2019 в республике было задействовано 4386 человек. Для проверки заданий экзаменационных работ были привлечены 465 экспертов предметных комиссий. Дополнительно контроль за ходом проведения Государственной итоговой аттестации непосредственно осуществляли 229 общественных наблюдателей, в том числе 85 федеральных, а также 13 федеральных экспертов.
Глава Минобрнауки Дагестана подчеркнула, что в этом году особое внимание уделялось вопросам качественной подготовки лиц, задействованных в проведении ЕГЭ: все работники ППЭ прошли дистанционные курсы на учебной платформе ФЦТ и 527 человек — очные на базе ДИРО. Кроме того, большое внимание было уделено информационно-разъяснительной работе с обучающимися и их родителями (законными представителями): проводились родительские собрания, как на уровне школ, муниципалитетов, так и общереспубликанское. Кроме того, регион подключился к общероссийским акциям – «ЕГЭ для родителей», «100 баллов для победы» и «Горячая линия» с Рособрнадзором.
Уммупазиль Омарова отметила, что в целом по республике в этом году вырос средний балл по всем предметам, кроме литературы. Так, по русскому языку 80 и более баллов набрали 1748 выпускников (15%), по профильной математике – 103 ученика (4,1%, годом ранее эта цифра составляла 0,7%).
Вместе с тем, подчеркнула она, несмотря на общую по республике позитивную динамику результатов ЕГЭ по основным предметам, как по показателю среднего балла, так и по количеству участников, получивших высокие результаты, в ряде муниципалитетов наблюдается резкое снижение данных показателей. Так, в Тляратинском, Цунтинском, Гергебильском, Агульском Хасавюртовском, Кумторкалинском, Рутульском и Лакском районах более 20% участников не преодолели минимальный порог по русскому языку или математике профильного уровня.
В связи с этим, сообщила глава Минобрнауки республики, предстоит пересмотреть используемые образовательными организациями указанных районов учебно-методические комплекты для подготовки к ЕГЭ, а также принять меры по повышению квалификационных уровней педагогов. Кроме того, совместно с муниципалитетами необходимо провести глубокий анализ по системообразованию в этих районах и принять неотложные меры для того, чтобы были созданы равные возможности для получения качественного образования.
Также руководитель профильного ведомства информировала, что выпускники ряда образовательных школ республики 100% не преодолели минимальный порог по обществознанию. Речь идет о школах Хасавюртовского, Акушинского, Новолакского, Рутульского, Дербентского, Буйнакского и других районов. В связи с этим по поручению Минобрнауки Дагестанским институтом развития образования разрабатывается адресная программа, предусматривающая реализацию мероприятий, направленных на повышение качества образования в школах с низкими результатами ЕГЭ по обществознанию, в рамках повышения квалификации педагогических работников, учебно-методической поддержки и сопровождения образовательного процесса в таких школах.
В продолжение темы Уммупазиль Омарова рассказала, что сравнительный анализ высокобалльных работ показал, что количество участников, набравших 80 и более баллов по всем предметам, в 2019 году составило 2616 человек (8,4%). Кроме того, выросло количество стобалльников: 24 участника текущего года на ЕГЭ по разным предметам набрали 100 баллов, в 2018 году их было 19. «Все результаты на 100 баллов перепроверены на федеральном уровне и подтверждены Рособрнадзором», — подчеркнула министр.
Отдельно Омарова коснулась ситуации с «медалистами». Всего, по ее словам, в текущем году медали «За успехи в учении» в республике, в соответствии с новым порядком выдачи аттестатов особого образца, получили 873 выпускника, или 7,3 % от общего количества выпускников. В прошлом году награду за успехи в учебе получили 1359 выпускников. «Снижение числа медалистов связано с целенаправленной работой, проводимой Министерством по повышению объективности при представлении претендентов, а также принятием нового Порядка выдачи медали, который предусматривает условие получение не менее 70 балльного результата по русскому языку и профильной математике (или отличной оценки по базовой)», — пояснила руководитель ведомства.
Всего в текущем году без документа об образовании остались 825 выпускников, что составляет 6,9% от их общего количества. Для сравнения: в 2018 году, с учетом пересдач в дополнительный (сентябрьский) период, без документа остались 1023 выпускника (8,1%). «Для получивших неудовлетворительные оценки по русскому языку и математике пересдача экзаменов будет организована в сентябре. В случае неудачи экзамен повторно можно сдать только через год. Рассчитываем на то, что в этом году, с учетом результатов пересдач в сентябре, данный показатель будет намного ниже прошлогоднего», — добавила Омарова.
Коснулась докладчик также работы апелляционных и конфликтных комиссий: «В 2019 году наблюдается устойчивая динамика по снижению количества апеллируемых работ и по количеству удовлетворенных апелляций».
Уммупазиль Омарова затронула вопрос организации видеотрансляции в режиме реального времени, что «является основным элементом обеспечения объективности результатов ЕГЭ». По словам министра, в Дагестане для организации видеотрансляции по настоящее время используются программно-аппаратные комплексы, которые были задействованы ПАО «Ростелеком» во время проведения выборов Президента России в 2012 году и в последующем переданы на баланс школ. Срок эксплуатации указанного оборудования истек еще в 2015 года, вследствие чего оборудование часто выходит из строя. В связи с этим необходимо заменить устаревшее оборудование и перейти на цифровые технологии (IP-камеры) во всех пунктах проведения ЕГЭ на территории Дагестана, заложив в республиканский бюджет на 2020 год необходимые средства.
Министерством образования и науки по фактам, выявленным в 2018 году, связанным с отключением видеотрансляций, было инициировано обращение в ФСБ для принятия мер реагирования. Вследствие проведенной работы в 2019 году не зафиксировано утерянных видеозаписей экзаменов. На государственных экзаменах этого года в Дагестане также имелись факты отключения, однако, как показали проверки, в 47% случаях прерывания связаны с отключением электроэнергии, в остальных случаях – со сбоем программно-аппаратных средств. При этом не зафиксированы потери видеозаписи, так как запись велась в режиме офлайн.
Артём Здунов по итогам выступления поинтересовался у министра слабыми сторонами, которые выявились в ходе проведения государственных экзаменов, и без решения которых республика в сфере образования не сможет дальше двигаться.
Руководитель ведомства ответила, что для начала в республике следует повысить общее качество образования, предстоит поработать с педагогами, с учетом анализа итогов ЕГЭ. Для устранения «болевых точек», считает она, следует задействовать все институты.
Первый зампред Правительства Гаджимагомед Гусейнов предложил разработать механизмы, которые позволят поощрять преподавателей, которые являются профессионалами своего дела, чьи ученики показывают хорошие результаты, в том числе, и по ЕГЭ. По его словам, результаты, когда 24 человека получили высшие баллы, не могут внушать оптимизма, поэтому нужно системно подойти к решению проблемы.
В рамках заседания Правительства выступили представители муниципалитетов, которые объяснили причины низких результатов по госэкзаменам. В частности, отмечались проблемы отсутствия квалифицированных кадров на местах, что влияет на общую картину. К примеру, есть в горных районах такие школы, где учитель математики вынужден обучать детей химии, или же русскому языку. Также есть сложности с оснащенностью школ. В ряде районов образовательные учреждения нуждаются в капитальном ремонте, а где-то и вовсе в строительстве новых школ. Все эти проблемы, в конечном итоге, сказываются качестве образования.
В этой связи премьер-министр поинтересовался у Уммупазиль Омаровой, если ли взаимосвязь между программой «Земский учитель» и «красной зоной», в которой сегодня оказались некоторые районы. На это последовал ответ, что все эти факторы учитываются при отборе педагогов для направления в муниципалитеты. В настоящее время, по информации главы Минобрнауки, уже отобрано 39 учителей, желающих выехать в районы.
Зампред Правительства Дагестана Екатерина Толстикова со своей стороны предложила внедрить систему аттестации руководящих составов образовательных учреждений с учетом опытов других регионов. Она напомнила о случаях, когда в школах с плохими результатами при смене директора ситуация улучшалась. Толстикова также предложила при повышении квалификации педагогических кадров пользоваться опытом и наработками и других регионов, которые готовы оказать необходимую помощь. К примеру, в Москве есть большая электронная школа, которая приглашает дагестанских педагогов. Таких примеров, по словам вице-премьера, можно привести много.
С данными предложениями Артём Здунов согласился. Он подчеркнул, что по итогам заседания необходимо выработать такие меры, которые позволять существенно улучшить ситуацию в сфере образования. «Ну закупим мы новое оборудование, ну заработает план мероприятий по повышению качества образования… Ничего не получится, если нет качества знаний у педагогов. От них многое зависит, они должны уметь заинтересовать детей. Совершенно правильное предложение по директорам школ. Надо сделать организационные выводы и по начальникам управлений образования, с кем-то, наверное придется расстаться, потому что так не пойдет. Если человек 11 лет проучится и не получил ничего, ну чья это вина? Можно, конечно, на него самого это свалить, а мне кажется нет, это наша работа..», — сказал глава регионального кабмина.
Он далее задался вопросом: «Может мы не тех выпускаем педагогов? Не так с работаем с ними, не так их готовим? Потом они с этой подготовкой едут в школу. А мы что-то потом требуем от детей». Было принято решение данный вопрос проработать более детально.
В целом он остался доволен итогам проведения государственных экзаменов в Дагестане, подчеркнув, что это были экзаменами и для главы Минобрнауки, и в целом для коллектива министерства. Вместе с тем, констатировал Артём Здунов, есть слабые стороны, над которыми надо вместе поработать.
Несколько предложений внесла и заместитель председателя Народного Собрания Дагестана Елена Ельникова. Она рассказала, что еще весной, в преддверии экзаменов, депутаты побывали в некоторых муниципалитетах, пообщались там с детьми, их родителями, педагогами.
По итогам эти проверок, по словам Ельниковой, депутаты констатировали, что большинство детей боится ЕГЭ. В связи с этим она обратила внимание участников заседания на психологическую составляющую экзаменов. «Обеспечение высоких позитивных результатов ЕГЭ ни в коем случае не должно отразиться на психическом и физическом здоровье наших детей, учитывая их возраст», — уверена вице-спикер. В этой связи она предложила привлекать при проведении экзаменов профессиональных психологов, которые смогут обеспечить ребенку психологический комфорт во время ЕГЭ.
Также Елена Ельникова обратила внимание на то, что сегодня не все дети, хорошо окончившие школу, могут поступить в учебные заведения страны. В силу непростой социально-экономической ситуации в целом в стране и республике в частности, родители не отправляют детей учиться в вузы, многие не доводят до 11 класса, а отправляют их в средние учебные заведения, ч тем чтобы ребенок получил специальность, которая позволит ему в дальнейшем прокормить себя и свою семью. Вице-спикер предложила Минобрнауке республики проанализировать сколько из «стобальников» поступают в вузы, куда они поступают.
Следующий момент, на который указала Елена Ельникова, ситуация с иностранными языками. Она напомнила, что с 2020 года ОГЭ будет проводиться и по иностранному языку. В связи с этим уже сегодня нужно плотно работать над этим, так как Дагестан – регион многоязычный, в связи с чем в некоторых школах имеются проблемы с русским языком, не говоря уже об иностранном.
Ельникова также говорила о проблемах подготовки педагогических кадров. Она согласилась с премьер-министром в том, что республика «не повернувшись лицом к ведущему вузу в области подготовки педагогических кадров, наверное, не сможет преодолеть ряд тех негативных моментов и те отставания, которые сегодня были озвучены». В этой связи она предложила проанализировать, кто сегодня «выходит» из педагогического вуза, кто обучает детей. «Только в этом вузе готовят учителей и обучают их именно методике преподавания того или иного предмета, только этот вуз занимается подготовкой учителей начальных классов, все остальные учебные заведения дают академические или научные знания в области той или иной науки, но методике преподавания предмета обучает лишь педагогический университет», — подчеркнула зам. председателя Народного Собрания.
Артём Здунов поддержал эти предложения. Он предложил с выездом на место проанализировать ситуацию в педагогическом университете. Касаясь вопросов привлечения психологов, он напомнил советскую систему образования, когда был силен институт классного руководства. С классными руководителями советовались, они готовили психологически к экзаменам, а согласитесь, и раньше экзамены были не слабее, чем сейчас. Поэтому надо отметить и роль классных руководителей, а этому учат в педагогическом университете.
Премьер-министр отметил, что сегодня республика ставит перед собой задачу превратить наш бюджет в бюджет развития. Для этого нужно вкладываться не только в инфраструктуру, но и в людей, «которые потом выращивают это поколение». «Давайте посмотрим, каким образом на следующий год с учетом наших дополнительных заработков мы могли бы вложиться и улучшить ситуацию. ЕГЭ — это один из показателей. Давайте возьмем не только базовый курс, все технологии, которые надо применять, но и поработаем с преподавателями», — заключил Артём Здунов.