«Гьатхыд банбыр гегьендж чулбыр
Халкь гьыъыр а тек вы ахьур,
Вы йиъи Ватандид абыр,
У1лкидид чирагь ха1ба1хъа1ан»
(Джамесеб Саларов)
Мог бы человек знать, что горы станут его судьбой? Судьбой суровой, неизведанной, дерзкой, непредсказуемой и вечно зовущей на неизведанную даль альпийских вершин. Горы могут забрать твое сердце, могут вникнуть в твою еще ничем нетронутую душу и оставят неизгладимый след величия и могущества мироздания Творца в памяти.
Да, действительно, горы выбирают избирательных людей, людей преданных, выносливых и вечно ищущих в них самих упование и полет фантазии. А если горы с сызмальства вдохновили твое сердце и душу, то и расставаться с ними очень нелегко. Горы, горы…
Вы являетесь колыбелью для горцев, какие бы вершины и испытания не перенес бы горец, он мысленно возвращается к вершинам родных гор и к воспоминаниям мимолетного детства. Детство у каждого есть свое, детство имеет лицо своего времени. И самое изнурительное лицо имеет детство, когда оно лишается самого «детства», и дети входят во взрослую жизнь со всей своей суровостью.
Да, эта суровость послевоенного времени восстановления народного хозяйства в нашей стране, когда детский труд использовали сполна. Это было оправдано временем. Ведь долгие годы страна на окраинах сел и деревень не оправлялась. И это отражало на все. И наш Рутульский район был не исключением. Ведь после войны в селах почти не оставалось мужчин, а на полях колхозов работали женщины и дети. Особенно дети в горах были лишены детства долго и долго — эти были отголоски войны, след войны и ужас войны.
Как и все юнцы, Мирзоев Магомед Багаутдинович, все свои детские годы бегал за дедушкой Абдурзаком, который чабанил на колхозных пастбищах в местечке К1уцудухда. Дедушка Абдурзак доверял ему молодых ягнят. Не зря говорят в народе: «где родился, там и пригодился». Молодой чабан почти в лицо узнавал каждого ягненка, а если случайно ягнята соседних отар перемешивались, то юный чабан точно в лицо узнавал «незнакомца» среди десяток и сотен ягнят. И это была поистине какая-то таинственная наследственная предрасположенность, настоящий дар свыше.
Дедушка сполна гордился врожденным талантом внука, гордился его первыми подвигами, когда он, рискуя жизнью, доставал с утеса только что родившегося ягненка, когда сама овцематка с этим не справлялась. Пытливым умом и проницательным взором юный Магомед точно знал, в каком местечке в горах лучше пасти ягнят в солнечную или в пасмурную погоду. И в самые юные годы он пользовался авторитетом среди состоявшихся опытных чабанов за трудолюбие, добросовестность и ответственное отношение к своей работе, и они видели в нем достойную смену. И по заслугам он получал маленькие подарки от старшего чабана: немного сыра, молока и мяса, которых он с гордостью отправлял в село рано овдовевшей матери.
Так шли годы, Магомед возмужал. Позади уже была восьмилетка, напутствия русских учителей, которые не понаслышке знали о трудовых подвигах ученика.
«Чабан — это твое призвание. Оно приведет тебя к вершинам плодотворных достижений,» — говорили в один голос и учителя, и старшие чабаны-друзья. Магомед уже имел собственный первый десяток овец и был ударником соцтруда среди молодых чабанов.
Суровые горы закалили его характер. Он полной грудью вдыхал горный снежный воздух и дышал душистым запахом разнотравья, подражал полету парящего орла и любовался изумительной красотой горы Цейлахан с его вечно снежными вершинами, то порою отталкивающимися от палящих солнечных лучей, то накрывающимися бархатом великолепного соцветия луговых цветов. По вечерам под высоким ярким звездным небом возле костра он слушал тоскливую душевную песню чабанов.
«Ай, цай китхуд Цийлахан», восхищался удивительными просторами Чала-дере и вкусом леденящей воды речки Лалаан. Он знал почти все лекарственные растения, искал и находил черничные места и родники в горах Чала-дере, Бурукна, Йисада, Ирдыхда, Мыгра. Различал их вкусовые качества, затаив дыхание слушал скрипящие выкрики горных куропаток и сладостное пение соловья.
А как любо было смотреть, как он мастерски, особым рецептом заготавливал знаменитую брынзу «Хы1бы1д нисе» с его характерным терпким вкусом, как ловко за считанное время разделывал тушу овцы и стриг густую овечью шерсть, охотно готовил с изысканным вкусом суп из нежной баранины с добавлением душистой мяты. Попробуешь — и незабываемый вкус останется в памяти навсегда. Молодость ликовала, и душа чабана пела:
«Литедикла хал гьаъара,
Былва1лис хиял гьаъара,
Выды элдис мал гьаъара,
Йыгь – выш уяхды, ха1ба1хъа1н»
И на крыльях лихой юности постучала к нему ее Величество неземная любовь к прекрасной черноокой быстроногой горянке Гый. О внутреннем животрепещущем мире молодого чабана поэт бы сказал:
«Я ходить научился, чтоб к тебе приходить,
Говорить научился, чтоб с тобой говорить.
Я цветы полюбил, чтоб тебе их дарить,
Я тебя полюбил, чтоб жизнь полюбить!»
А мать Мелек, человек удивительной судьбы, трудолюбия, наделенная житейской мудростью, украдкой плакала за счастье сына. Она вырастила и воспитала сына, который оставит добрый след на земле.
Поистине, рай находится под ногами матерей. Семимильными шагами пронеслись два года службы в рядах Советской Армии в Волгограде. Город очаровал молодого горца своим великолепием, архитектурой, памятниками культуры и своей историей, где происходило одно из важнейших сражений Великой Отечественной войны. Город-герой, гордость России. После армии он возвращается домой к родным местам, в родной дом, к любимым женщинам, к матери и к юной молодой жене. И он сполна отдался работе в родном колхозе. Времена наступили ответственные. В стране начались социалистические соревнования. Не покладая рук, бдительно работали все чабаны района. Перед чабанами ставили задачу — приумножить приплод овцематок и не допускать падеж скота. Долгими зимними вечерами в Улан-Холе (Калмыкия), куда перегоняли отары овец на зимовку, не смыкая глаз, молодые чабаны, где бригадиром был Мирзоев Магомед, выхаживали родившихся слабеньких ягнят, чтобы не допускать падеж и поддержать соцсоревнование. Работали все: с молодого чабана до первого секретаря райкома партии. Труды были не напрасны. Магомед не допускал падеж овцематок и ягнят в своей отаре, за что он был благодарен себе. За трудовые достижения уже зрелого чабана Мирзоева Магомеда Багаудиновича избрали депутатом Верховного Совета Дагестанской АССР 9 созыва 1975 г.
Как прекрасен этот мир…
Совершились напутственные слова русских учителей и друзей-чабанов, которых уже не было в живых. Магомед понимал и был благодарен всем чабанам района. Это был командный результат. И впервые в истории Рутульский район получил Переходящее Знамя «За высокие показатели в социалистическом соревновании».
Поистине, это был трудовой подвиг рутульских животноводов. Да, действительно, труд возвышает и облагораживает человека, зовет на новые трудовые совершения. Всем сердцем и всей душой он работал на благо района, республики и страны долгие 25 лет. Зимой на пастбищах Улан-Хола в Калмыкии, а летом в родном селе в местечке Кьуцудухда.
И как-то Магомед вспоминал, что в кругу друзей шел разговор: «Если сейчас по дорогам района насчитывается 103 000 овцематок для перегона на зимние пастбища, а сколько будут через 10 лет?»
Время, быстрокрылая птица, дай ответ всем умершим и ныне живущим чабанам.
Помним Вас поименно всех, чтим и гордимся. В памяти рутульского народа навсегда останутся имена героев, которые одержали победу на трудовом фронте района.
Родина высоко оценила их вклад в развитии животноводства. Важен, учтен и оценен труд каждого в отдельности чабана. Это была общая победа труда и успеха. И на вершинах гор Рутульского района незримо высечены имена народных героев животноводов: Ферзалиев Яхье Ферзалиевич — Герой Социалистического труда, 8 апрель 1971 г.; Мирзоев Магомед Багаутдинович — депутат Верховного Совета Дагестанской АССР 9 созыва 1975 г.; Рагимов Бейбала Гаджиевич — депутат Верховного Совета Дагестанской АССР 10 созыва 1980 г.; Магомедрагимов Загидин Шафидинович — депутат Верховного Совета СССР 11 созыва 1984 г.
И это плеяда лучшие из лучших, первые среди равных.
Минает Магомедова,
Заслуженный учитель РД.
с. Рутул.