Использование символов, атрибутов, ритуалов в работе пионерской дружины

4

Создание условий для формирования у подрастающего поколения гражданско-патриотических качеств личности является сегодня одним из основных критериев эффективности организации идеологической и воспитательной работы с учащимися в учреждениях общего среднего образования.

ДОО Хлютской СОШ накопила богатый арсенал специфических средств воспитания детей и подростков, среди которых важное место занимают символы, ритуалы и атрибуты. Именно символы, атрибуты и ритуалы служат средством объединения детей и подростков в коллективах и регулирования поведения и передачи из поколения в поколение идейно-нравственных ценностей. 5

Целенаправленное, систематическое использование символов, атрибутов, ритуалов в работе пионерской дружины открывает большие возможности для повышения эффективности политического, нравственного и эстетического воспитания. Необходимо раскрывать пионерам сущность символов и ритуалов, объяснять, прослеживать связь с Девизом, Торжественным обещанием, Законами и традициями пионеров.
6

Перед педагогическим коллективом нашей школы стоит задача выработать систему в работе, которая должна включать следующее:
— раскрытие пионерам с учетом их возрастных особенностей идейного содержания символов, атрибутов, ритуалов;
— формирование у пионеров умений и навыков соблюдения символов и выполнения ритуалов;
— выработку единых требований по правильному отношению к пионерским символам, атрибутам и ритуалам;
— создание в пионерских коллективах традиций, связанных с символами, атрибутами, ритуалами, применение символов и ритуалов в поощрении пионеров.
Хочу подчеркнуть, что детская организация немыслима без них и что они играют большую роль в идейно-политическом воспитании, поскольку в них заложен смысл традиций.
У нас в районе отмечают явно недостаточное использование пионерской символики и ритуалов в жизни пионерских дружин и отрядов. Это все из-за отсутствия пионерских атрибутов во многих школах района. В соответствии с этим в дружинах не могут провести конкурсы горнистов и барабанщиков, смотр песни и строя. Даже пионеры не знают сигналов горна и барабана, такие, как знаменный марш, их походный марш.
Не все вожатые знают ноты, поэтому я словесно объясню их. Знаменный марш — «Ста-рый ба-ра-бан-щик, ста-рый ба-ра-бан-щик, ста-рый ба-ра-бан-щик крепко спал». Походный марш — «Кем был, кем был, старый барабанщик, чем был, чем был старый барабан». Эти слова в ритме марша надо использовать в дружинных мероприятиях. Каждый отряд в дружине должен иметь свой флаг, горн и барабан.
У нас в пионерской дружине 5 отрядов; 4 горна и 4 барабана, не хватает по одному горну и барабану, надо приобрести.
В дружине систематически проводятся такие мероприятия, как: «Смотр песни и строя», конкурсы барабанщиков и горнистов, с приглашением методистов из районного управления образования. Сейчас во многих школах Дагестана по указу президента создано детское движение РДШ (Российское движение школьников). Эти пионерские атрибуты применяются и здесь.
На мой взгляд, в формировании гражданских качеств очень важно сохранение традиций и взаимосвязи разных поколений. Пионерские ритуалы позволяют передать от одного пионерского поколения другому определенные взгляды, представления; выступают как элементы нравственного, идеологического воспитания детей и подростков; формируют мировоззрение, усиливают общественную активность; выступают средством укрепления пионерских коллективов и формируют чувство принадлежности к пионерской организации.
Считаю, что мой опыт может быть использован педагогами организаторами, курирующими деятельность общественного объединения ДОО «Пионер Дагестана», заместителями директора по воспитательной работе, классными руководителями, педагогами дополнительного образования во всех учреждениях образования.
А. И. Исмаилов,
старший вожатый Хлютской СОШ