ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА СТАРЕЙШИН ПРИ ГЛАВЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Постановление Совета старейшин при Главе Республики Дагестан от 31 октября 2018 г. «О повышении эффективности и инвестиционной привлекательности предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»Вопрос обсуждается по рекомендации Главы Республики Дагестан В.А. Васильева от 28 декабря 2017 г. № 11/3-11/418; письмо прилагается, чтобы все почувствовали озабоченность руководителя республики проблемами ЖКХ.  На Совете с аналитической информацией выступили Джабраилов А.М. – руководитель Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан, Абакаров И.Л. – заместитель и Ахмедов О.С. – начальник управления Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, Алиев М.М. – заместитель Главы администрации г. Махачкалы, Магомедов М.М. – директор ООО «УО ЖЭУ-4» г. Махачкалы, Гебеков Г.Г. – зам. директора ООО «Газпром межрегионгаз Махачкала», Баймурзаев М.Э. – внешний управляющий ООО «Дагестанэнерго», Магомедов М-Т.Х. – директор ООО «УО-7» г. Махачкалы, Ахмедов Э.И. – заместитель председателя Совета старейшин, Абакаров Р.Р. – член Совета старейшин и другие. Итоги обсуждения подвели С.М. Ильясов, А.А. Магомедов. В докладах и выступлениях отмечалось, что мало-помалу, но картина в ЖКХ республики в свете новых требований Главы Республики Дагестан В.А. Васильева, Федерального закона №204 – ФЗ меняется к лучшему. Ныне система управления объединяет всех участников рынка в сфере ЖКХ, включая органы власти, местные администрации, ресурсоснабжающие и управляющие организации, а также непосредственно жильцов. Сегодня на территории республики расположены 485260 домов, из них 480720 – ИЖС, 4540 – МКД. По эксплуатации и обслуживанию этих домов в общей сложности задействовано более 15 тысяч человек, 66 ресурсоснабжающих организаций и 289 организаций, управляющих многоквартирными домами (122 – управляющие компании (лицензиаты), 139 – ТСЖ и 28 – ЖСК).

Минстрством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД разработан и Правительством Республики Дагестан утвержден комплекс мер («дорожная карта») развития жилищно-коммунального хозяйства республики на 2017 – 2020 гг., содержащий подробный перечень мероприятий, обеспечивающих реализацию на региональном и муниципальном уровнях всех федеральных решений в сфере ЖКХ… Вместе с тем  все еще остается много недостатков, упущений, нареканий, жалоб, проблем в системе управления и предоставления коммунальных услуг в свете Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №354 «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Проблема высокой изношенности фондов в сфере ЖКХ не решена.

Средний уровень физического износа основных фондов составляет 68 – 70%.  Из 15509 км коммунальных сетей около 5683,3 км подлежат полной замене. Ежегодная потребность в замене трубопроводов в республике составляет 12 –15%, при этом меняется в среднем 2 – 2,5%. Возрастает вероятность возникновения аварийных ситуаций и технологических нарушений на объектах жизнеобеспечения населения. Так, на 1 км трубопровода происходит 0,75 – 0,85 аварий и технологических нарушений в год. Качество используемых источников водоснабжения ухудшается из-за выработки подземных водоносных горизонтов в северной части республики и загрязнения поверхностных источников (рек Сулак, Самур; КОР). В городах Дербент, Буйнакск, Хасавюрт, Южно-Сухокумск, Избербаш и Дагестанские Огни вода подается по графику со значительными перебоями. Повсеместно города и сельские населенные пункты испытывают острый дефицит в питьевой воде. Еще более сложная ситуация сложилась в сфере очистки сточных вод. Из формирующихся в населенных пунктах республики 127,6 млн. куб. м в год сточных вод нормативной очистке подвергается только 57,9 млн. куб. м (45,3 %). В городах Дербент, Буйнакск, Избербаш, Дагестанские Огни очистные сооружения канализации отсутствуют. В сельских районах республики очистке подвергается только 10%  сточных вод, остальные стоки сбрасываются, загрязняя водные объекты и вызывая очаги инфекционных заболеваний. Острой остается проблема эффективности работы систем теплоснабжения. В большинстве котельных функционируют котлы устаревших модификаций с коэффициентом полезного действия 0,6 – 0,7.  Повреждаемость сетей теплоснабжения за последние годы выросла в 1,5 раза. Потери тепловой энергии составляют более 30%. Повышенный расход газа при производстве тепловой энергии на устаревшем котельном оборудовании с низким КПД сопровождается образованием у теплоснабжающих предприятий огромной задолженности за потребленный газ, которая на сегодняшний день составляет 3219,1 млн. руб. Следствием этих негативных факторов является некачественно предоставляемая услуга теплоснабжения и горячего водоснабжения, особенно в городах Кизилюрт, Дагестанские Огни, Буйнакск, Хасавюрт, Южно-Сухокумск, а также значительные ограничения в обеспечении многоквартирных домов тепловой энергией при аварийных ситуациях. Хроническое недофинансирование, не дают возможности замены ветхих коммунальных сетей, текущего и капитального ремонта объектов теплоснабжения. Ситуацию усугубляет финансовое положение самих предприятий ЖКХ. Убытки предприятий в результате реализации жилищных и коммунальных услуг потребителям составляет более 3 млрд. руб.

Долги в сфере ЖКХ – системное явление. Собираемость платежей по итогам 1-го полугодия 2018 г. в частности составила 56,8 %.  Наименьшая собираемость в городах: Хасавюрт – 37,30%, Буйнакск – 46,7%, Махачкала – 50,9%, Кизилюрт – 56,5%. Задолженность предприятий ЖКХ республики по состоянию на 1 сентября 2018 г.  за потребленный природный газ составил 3 219,1 млн. рублей и потребленную электроэнергию – 1430,8  млн. руб. Наибольшую задолженность за потребленную электроэнергию имеют: ОАО «Махачкалаводоканал» 372,7 млн. руб.; МУП «ОСК гг. Махачкала Каспийск» 205,5 млн. руб.; ОАО «Горводоканал» г. Хасавюрта –109,4 млн. руб.; ОЖКХ Унцукульского района насосная п. Шамилькала – 83,0 млн. руб.; ООО «Коммунсервис» г. Махачкалы – 86,9 млн. руб.; МУП «Горводоканал» г. Избербаша – 54,5 млн. руб.; МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» г. Дербента – 53,3 млн. руб.; ОАО «Махачкалатеплосервис» 44,0 млн. руб.; МУП «ЖКХ» п. Дубки Казбековского района – 32,5 млн. руб.; МУП «Буйнакскгортеплосервис» 22,2 млн. руб.

Наибольшую задолженность за потребленный газ имеют следующие теплоснабжающие предприятия: ОАО «Махачкалатеплоэнерго» –1655,1 млн. руб.; ОАО «Махачкалатеплосервис» – 572,3 млн. руб.; ООО «Дагестанэнерго» 426,5 млн. руб.; МУП «Буйнакскгортеплосервис» г. Буйнакска – 169,7 млн. руб.; ООО «ЖКХ ТЕПЛОСЕРВИС» г. Кизилюрта – 56,2 млн. руб.; ООО «Теплоснаб» г. Хасавюрта – 132,6 млн. руб.; МУП «Тепловые сети» г. Избербаша – 70,2 млн. руб.; ООО «Теплосервис» г. Дагестанские Огни – 7,96 млн. руб.; ООО «Сфера» г. ЮжноСухокумска – 45,2 млн. руб.

Отсутствие необходимых средств на ремонт и модернизацию основных фондов ЖКХ ведет к нарастанию износа систем коммунальной инфраструктуры и преждевременному выходу их из строя. По самым скромным экспертным оценкам, ежегодно в «коммуналку» необходимо вкладывать 3 – 4 млрд. руб., сокращая издержки и повышая надежность работы систем жизнеобеспечения. При этом более 50% объектов коммунальной инфраструктуры расположены в малых городах и сельских населенных пунктах, в которых ограничены возможности муниципальных бюджетов для финансирования работ по модернизации  и в которые сложнее привлечь частные инвестиции.

Не разработаны в установленном порядке: – инвестиционные программы предприятий коммунального комплекса в городах Каспийск, Хасавюрт, Буйнакск, Кизляр, Кизилюрт, Дагестанские Огни, ЮжноСухокумск; – программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в  Карабудахкентском, Казбековском, Левашинском, Новолакском, Сулейман-Стальском, Тарумовском, Хунзахском и Цунтинском районах; – схемы водоснабжения и водоотведения в Ахтынском, Ботлихском, Гергебильском, Гумбетовском, Казбековском, Левашинском, Тляратинском, Хунзахском и Шамильском районах. Эти документы  являются необходимым условием для замены бюджетных инвестиций средствами частного бизнеса.

Одним из главных информационных составляющих, характеризующих состояние ЖКХ, является инвентаризация основных его фондов. Без результатов инвентаризации невозможно определить необходимый объем средств на развитие коммунальной инфраструктуры. Нельзя не отметить недостаточную работу органов местного самоуправления городов Дагестанские Огни, Избербаш. Тляратинского, Хузахского, Ногайского районов по реализации мероприятий приоритетного проекта «Формирование комфортной среды».

Для изменения сложившейся ситуации необходимо провести модернизацию и реконструкцию объектов систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, техническое перевооружение городских систем электроснабжения и трансформаторных подстанций. В условиях недостаточности бюджетных средств реконструкция и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры за счет частных инвестиций – одна из важнейших задач, которую необходимо решать совместно с органами местного самоуправления.

Государственной жилищной инспекцией Республики Дагестан зарегистрированы обращения – жалобы граждан по вопросам предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (см. таблицу).

0С января по сентябрь в инспекцию поступило 2572 обращения граждан. При этом большинство жалоб связано с оказанием коммунальных услуг ненадлежащего качества. По информации пресс-службы надзорного ведомства, это 40, 8% от общего числа обращений за девять месяцев, или 1050 обращений, в том числе на качество услуг по электроснабжению – 313; холодному водоснабжению – 258; отоплению – 234; горячему водоснабжению – 118; газоснабжению – 57, водоотведению – 50; вывозу мусора – 20.

Вторую строчку по количеству обращений составили жалобы на техническое состояние жилищного фонда – 33,4%, или 859 обращений. На третьем месте – обращения по вопросам соблюдения управляющими и ресурсоснабжающими организациями порядка начисления платы за жилищнокоммунальные услуги – 390, или 15,2% от общего количества принятых заявлений. Больше жалоб поступают на необоснованное начисление платежей по газу и электроэнергии.

На нарушения правил пользования жилыми помещениями пожаловались 8,1% заявителей и на самовольное строительство – 1,2%. По вопросам, связанным с несоблюдением управляющими организациями требований законодательства о размещении информации, в ГЖИ обратилось 1,3% заявителей.

В разрезе муниципальных образований наибольшее количество обращений традиционно поступило из Махачкалы – 68,1%, далее идет Каспийск – 20% и Дербент – 4,8%.

За 2017 г. и 6 месяцев 2018 г. обследовано 3546 жилых домов при этом обнаружено 16222 правонарушения. На виновных лиц наложено административных штрафов на 28 млн. руб. За этот же период от граждан республики поступило более 4700 обращений. Содержание обращений в основном касалось наличия фактов перебоев в предоставлении коммунальных услуг, несоблюдения управляющими организациями правил содержания общего имущества в домах, а также необоснованного начисления платежей на граждан за жилищно-коммунальные услуги…

Для качественного обеспечения коммунальных услуг, устойчивой, безаварийной работы объектов жилищно-коммунального и энергетического хозяйств и предприятий социального назначения республики в предстоящий осенне-зимний период 2018 – 2019 гг. и в последующие годы Совет старейшин при Главе Республики Дагестан Р е к о м е н д у е т          Правительству Республики Дагестан: – ежегодно по результатам прохождения осенне-зимнего периода нагрузок обеспечить качественный анализ и дать оценку всем руководителям исполнительной власти, муниципальных организаций, ресурсоснабжающих организаций и коммунальных служб их работы по подготовке жилищнокоммунального хозяйства; – в связи с банкротством предприятий  ООО «Дагестанэнерго», ОАО «Махачкалатеплоэнерго» и ОАО «Теплосервис», основной задачей которых  является обеспечение качественной тепловой энергией и горячей водой потребителей г. Махачкалы, принять меры по оптимизации рисков и негативных последствий, а также эффективному функционированию отрасли в последующий период; – рассмотреть возможность передачи вышеуказанных предприятий на баланс ООО «Газпром газораспределение Махачкала» за счет образовавшихся долгов; – в связи с нехваткой квалифицированных специалистов в ЖКХ (около 80% руководящих работников имеют непрофильное образование) организовать на базе образовательных учреждений высшего образования (в частности, Дагестанского государственного технического университета) подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Республике Дагестан, а также рассмотреть вопрос о возможности подготовки специалистов в 1 – 2 колледжах республики. Министерству строительства и ЖКХ Республики Дагестан: – усилить контроль своевременного выполнения работ по подготовке объектов коммунальной инфраструктуры в объемах, установленных нормативами, и в соответствии с утвержденными органами местного самоуправления муниципальных образований РД графиками.

Министерству промышленности и энергетики Республики Дагестан: – обеспечить качественный контроль за подготовкой хозяйств ресурсоснабжающих организаций и бесперебойное снабжение коммунальными ресурсами многоквартирных домов, жилых домов и объекты социального назначения республики.

Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан обеспечить качественный контроль за: – выполнением работ по подготовке жилищного фонда в объемах, установленных нормативами, и в соответствии с утвержденными органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан планами и графиками; – заключением договоров по обеспечению безопасной эксплуатации и содержанию внутридомового газового оборудования и договоров между ресурсоснабжающими организациями, исполнителями коммунальных услуг, пользователями и собственниками жилых помещений; – качеством проведения капитального и текущего ремонта жилищного фонда в соответствии с федеральным законодательством и ходом выполнения мероприятий по энергосбережению в жилищном фонде; – составлением актов проверки готовности многоквартирных жилых домов к эксплуатации в зимних условиях и получением паспортов готовности; – размещением сведений в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями и организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления МКД; – проведением открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления МКД, в которых не выбран способ управления этими домами. – товариществу собственников жилья изучить общественное мнение о возможности переложить в какой-то степени на дисциплинированных жильцов ответственность за соседей-неплательщиков; – способствовать, чтобы газовики и энергетики предоставили данные по платежам в систему ГИС ЖКХ. Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора): – усилить контроль по соблюдению требований безопасности при эксплуатации газовых, электрических, тепловых энергоустановок и сетей на объектах жилищно-коммунального хозяйства; – принять участие в проверках готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии; – в соответствии с установленными Правилами обеспечить проверки готовности городских округов Республики Дагестан к осенне-зимнему периоду 2018 – 2019 гг. с выдачей городским округам соответствующих паспортов готовности; – оказывать методическую помощь администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан в оформлении паспортов готовности объектов жилищно-коммунального хозяйства, теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии к эксплуатации в осенне-зимний период 2018 – 2019 гг.

Администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан: – в рамках мероприятий дорожной карты Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РД в 2019 г. провести следующие мероприятия: – завершить мероприятия по разработке и утверждению муниципальных программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и входящих в их состав схем водоснабжения и водоотведения в увязке с генеральными планами развития территорий, а также инвестиционных программ предприятий коммунального комплекса; – обеспечить в городских округах и муниципальных районах ликвидацию неэффективного управления объектами коммунального хозяйства, осуществляемого унитарными предприятиями путем заключения концессионных соглашений; – обеспечить к 2020 г. долю заемных средств в размере 30% от общего объёма инвестиций в сферу теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;

– снизить к 2020 г. не менее чем в 1,5 раза количество аварий и инцидентов при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов; – снизить к 2020 г. уровень потерь коммунальных ресурсов при их транспортировке по сетям до показателей, сопоставимых с субъектами Российской Федерации; – обеспечить к 2020 г. нормативный уровень качества предоставляемых коммунальных услуг, в том числе соответствие качества воды санитарным нормам и правилам, бесперебойную поставку коммунальных ресурсов, нормативную очистку сточных вод; – завершить мероприятия по выявлению и оформлению прав на бесхозные объекты коммунального хозяйства; – принять меры, направленные на повышение платежной дисциплины и ответственности неплательщиков, по развитию систем расчетов за жилищнокоммунальные услуги в целях оздоровления финансового положения предприятий коммунального комплекса; – обеспечить использование наиболее эффективных технологий, применяемых при модернизации (строительстве, создании) объектов коммунальной инфраструктуры; – обеспечить создание необходимых запасов резервного топлива и материально-технических ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства к началу отопительного периода и в случае необходимости их пополнение; – предусмотреть во всех котельных, в том числе вновь построенных, резервный источник электроснабжения для обеспечения бесперебойной работы их насосных станций; – утвердить схемы взаимодействия организаций жилищно-коммунального хозяйства муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан по ликвидации аварий на объектах жилищно-коммунального хозяйства; – обеспечить с привлечением ресурсоснабжающих и управляющих организаций проведение инвентаризации инженерных сетей в МКД с целью качественного предоставления коммунальных ресурсов и услуг, а также определения балансовой принадлежности данного имущества; – осуществить проведение открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления МКД, в которых не выбран способ управления или не реализовано решение собственников о выборе способа управления этими домами; – принять меры по минимизации потерь коммунальных ресурсов за счет введения обязательности расчетов за коммунальные ресурсы по данным приборов учета; – ускорить завершение мероприятий по оснащению МКД и зданий приборами учета потребляемых энергоресурсов и воды, а также обеспечить ввод установленных приборов учета в эксплуатацию; – повысить уровень сбора платежей с населения и других потребителей за жилищно-коммунальные услуги и обеспечить оплату текущих платежей поставщикам услуг за энергоресурсы; – обеспечить анализ работы хозяйствующих субъектов, задействованных в сфере ЖКХ, и довести его результаты через доступные источники информации до собственников жилых многоквартирных домов, которые могли бы использовать эту информацию при выборе новых компаний;

– совместно с общественными и некоммерческими организациями создать и отработать внесудебный механизм урегулирования конфликтных ситуаций, возникающих между поставщиками жилищно-коммунальных услуг и потребителями; – обеспечить взаимодействие единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований с аварийными службами ресурсоснабжающих организаций и организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, для оперативного вмешательства в аварийных ситуациях.

Рекомендовать ООО «Газпром газораспределение Махачкала»       ОА «Дагестанская сетевая компания» ООО «Дагестанэнерго», ОАО «Махачкалатеплоэнерго», ОАО «Теплосервис» и предприятиям водоснабжения республики: – обеспечить нормативную подачу энергоресурсов на территории муниципальных образований с учетом принятия решений администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан о начале отопительного периода; – предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354; – принимать меры по недопущению перебоев в предоставлении коммунальных услуг.

Председателям городских и районных советов старейшин Республики Дагестан: – совместно с главами администраций городов и районов на заседаниях обсудить данное постановление и оказать содействие по ее исполнению.

Средствам массовой информации: – республиканским печатным органам в своих публикациях обращать внимание на качество жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению Республики Дагестан, и проблемы в сфере предоставляемых коммунальных услуг и пути их решения; – республиканским телеканалам ГТРК «Дагестан» и РГВК «Дагестан» организовать серию телепередач с участием надзорных органов, общественных организаций, представителей, предоставляющих коммунальные услуги и коммунальные ресурсы, по вопросам исполнения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

 

Председатель Совета старейшин при Главе Республики Дагестан

А. Магомедов