24 октября на заседании Правительства Дагестана обсудили Проект закона «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».Председатель Правительства Дагестана Артём Здунов, открывая заседание, указал, что документ разработан с учетом стратегических целей «майских» указов Президента РФ и задач, обозначенных В. Путиным перед Федеральным Собранием, Стратегии социально-экономического развития нашей страны. Добавил, что проект бюджета согласован со всеми министерствами и ведомствами.
Врио заместителя председателя Правительства Дагестана Гаджимагомед Гусейнов подробно обнародовал основные параметры бюджета на будущий год и плановый период 2020-2021 годов.
Цель бюджетной политики на 2019 год и плановый период -создание условий для повышения качества жизни и благосостояния граждан, обеспечение сбалансированности бюджета республики.
Остановился в своем докладе на основных макроэкономических параметрах бюджета, влияющих на доходные и расходные статьи. Так, рост валового регионального продукта в следующем году ожидается на уровне 10 2,7%, к оценке текущего года это 710,2 млрд рублей. Объем инвестиций в основной капитал составит 216, 6 млрд рублей , рост — 103%. Индекс потребительских цен возрастет к 2018 году на 3,1%.
«Доходы республиканского бюджета на 2019 год мы планируем с приростом на 5,9% к текущему году или 106,5 млрд рублей. Расходы у нас возрастут на 6,3% и составят 106 млрд рублей. Профицит сформирован в объеме 456 млн рублей», — сообщил курирующий зампред и добавил, что профицит сформирован в объеме обязательств республиканского бюджета по обслуживанию бюджетного кредита из федерального бюджета.
Гусейнов подробно рассказал о налоговых и неналоговых поступлениях. Былоуказано, что они запланированы в следующем году в объеме 36,4 млрд рублей. Рост по консолидированному бюджету составит 7,7%, по республиканскому – 4,2%.
Что касается налога на прибыль, то он в целом по консолидированному бюджету возрастет на 6,2% , НДФЛ – на 6,7% , акцизы на алкоголь – 34,9%, акцизы на ГСМ – 12,8% , транспортный налог – 21,8%, налог на имущество физических лиц – 38, 4%, земельный налог – на 11,7% . Докладчик подчеркнул, что ожидается снижение по налогу на имущество организаций, это связано с тем, что с 2019 года движимое имущество не учитывается в налогооблагаемой базе.
В 2019 году ожидается рост по неналоговым доходам на 26,3% по консолидированному бюджету и на 39,4% — по региональному. В целом неналоговые доходы прогнозируются в объеме 1,4 млрд рублей – это на 39,4% больше к предыдущему году.
Докладчик рассказал о том, что совместно с руководителями органов исполнительной власти республики проведена работа по оптимизации расходов. В ходе работы удалось сэкономить 240,8 млн рублей, половина из них была направлена на выполнение первоочередных задач самих министерств и ведомств.
Гусейнов отметил, что «бюджет следующего года делает серьезный шаг по качественному изменению жизни населения через развитие инфраструктуры, в первую очередь, социальной».
«Наш проект бюджета позволит в следующем году построить и ввести в эксплуатацию 18 объектов образования на 5034 ученических места, из которых 11 объектов – за счет увеличения инвестиционной программы. Также ожидается ввести в эксплуатацию с учетом поддержки из федерального бюджета 22 объекта дошкольного образования на 2030мест. По здравоохранению планируется сдать 4 объекта и построить 1 блок МРТ, по линии спорта – 2 объекта. Кроме того, мы планируем ввести 5 объектов водоснабжения, из которых 4 — за счет дополнительного финансирования.
Помимо этого, на будущий год запланирована реконструкция 84 километров автомобильных дорог и ремонт еще 227 км. Также будет отремонтировано 150 школ, 199 социальных, медицинских и образовательных учреждений обеспечены пожарной безопасностью. Мы планируем создать 3спасательных поста в прибрежной зоне и приобрести 4 единицы пожарной техники, 95 школьных автобусов , 70 автомобилей скорой медицинской помощи, 50 флюорографических установок, 3 единицы высокотехнологического медицинского оборудования», — отметил докладчик.
Отдельно он остановился на нововведениях в части межбюджетных отношений с МО, а именно увеличение доли поступлений от НДФЛ в пользу городских округов с 16 до 22%, субсидии МО на сумму поступления транспортного налога (770 млн рублей), при расчете дотаций учет отдельных доходов МО на уровне поступлений 2017 года.
Бюджет 2019 года ориентирован на развитие, это подтверждается ростом расходов по статье «национальная экономика» на 4,7 млрд.
Учитывая это, раздел «национальная экономика» возрастет на 4,7 млрд рублей.
«Наш основной принцип – исполнение всех бюджетных обязательств. Бюджет должен быть не только бюджетом расходов, но и развития. Поэтому у нас заложены средства и на проектно-сметную документацию. Мы будем достраивать все объекты, которые долгое время находились в забытье», — подчеркнул со своей стороны премьер-министр правительства Артём Здунов и добавил, что в данной работе должны быть задействованы все заинтересованные стороны, включая Счетную палату республики.
Остановился и на социальных обязательствах перед населением: «Это приоритет для нас. В бюджете будущего года заложены средства и на развитие системы образования, и здравоохранения. Сложнее дела обстоят с фельдшерско-акушерскими пунктами — здесь предстоит поработать. Зачастую в населенном пункте ФАП является основным медучреждением, где население может получить первичную медицинскую помощь».
Сейфула Исаков, председатель Комитета НС по бюджету, финансам и налогам, попросил пояснить ситуацию с межбюджетными трансфертами для органов местного самоуправления. «Каждый год мы предусматривали для органов местного самоуправления в рамках межбюджетных трансфертов субсидии на исполнение их полномочий по вопросам местного значения. В этом году, например, это 904 млн рублей. Как мы видим, в 2019 году для муниципалитетов увеличиваются поступления налогов по НДФЛ, кроме того, мы им передаем субсидии по транспортному налогу. А ожидаются ли дополнительные средства на активизацию местных инициатив?», — спросил он.
Отвечая на этот вопрос, Г. Гусейнов напомнил, что «субсидия – это целевой трансферт», и добавил, что в последующем возможна адресная целевая поддержка. «В целом же мы даем больше бюджетной самостоятельности муниципальным образованиям. Наша задача – увеличить их финансирование, и чтобы они самостоятельно определяли приоритеты по их бюджетной политике», — отметил он.
Артем Здунов в конце указал, что при необходимости будут использованы механизмы субсидирования. «Этот процесс должен быть открытым, чтобы мы декларировали эту политику», — заявил он.