Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и его душевное состояние говорилось уже в Древней Греции. Воспитание в Афинах состояло не только в развитии телесной выносливости и мощи, хотя афиняне ценили силу и красоту тела, но еще больше они ценили силу и красоту души. Поэтому на первом месте стояло воспитание духа, дарований человека: ума, художественного вкуса, нравственных стремлений и чувств. У афинян в почете было музыкальное воспитание, в самом широком смысле оно включало умственное наставление, что способствовало развитию души. Впоследствии в различные исторические периоды возникали идеи о важности и необходимости творческого воспитания, которое позволило бы сформировать гармоничную личность.
В настоящее время большую роль в развитии духовной культуры подрастающего поколения отводится учреждениям дополнительного образования детским музыкальным школам (ДМШ), призванным приобщать детей к эстетическим ценностям, развивать творческие способности, формировать позитивные ориентиры.
Учить ли ребенка музыке в ДМШ? Думаю, этот вопрос задают себе многие родители. Не секрет, что классическая музыка, с которой учащиеся тесно встречаются в детской музыкальной школе (ДМШ), благоприятно влияет на психическое состояние человека и широко используется в музыкально-терапевтической практике. Но как именно она воздействует на формирование ребёнка? Этот вопрос мы попробуем рассмотреть подробно.
Только развивая эмоции, интересы, вкусы детей можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы. Младший школьный возраст важен для последующего овладения человеком музыкальной культуры. Если в процессе музыкальной деятельности детей в ДМШ будет развито их музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.
Музыка развивает ребенка и умственно. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. Музыкальная деятельность предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, и таким образом способствует не только музыкальному, но и общему развитию ребенка.
Любовь ребенка к музыке воспитывается с детства. Воспринимая музыку, ребенок глубже чувствует и осознает окружающее. Она будит его мысль и чувства, развивает творческую фантазию, формирует художественный вкус.
Музыка создает настроение на работу мышц и внутренних органов. Вот почему физкультурой приятнее и легче заниматься под музыку. Стимулирующее действие музыки модно использовать для развития моторно-двигательных способностей ребенка. Любовь ребенка к музыке и систематические занятия, как правило, способствуют общему развитию ребенка и тем самым повышают его успеваемость по другим предметам.
Музыкальные занятия в ДМШ не только развивают их музыкальные способности, но и формируют такие качества и способности, которые необходимы человеку, чтобы справиться с затруднительными ситуациями и переменами: легко находить новые решения и воплощать их в жизнь, импровизировать, сочинять, преобразовывать, а значит добиваться успеха.
Преподавателю музыкальной школы необходимо изучать современные обучающие и компьютерные технологии, современную методическую литературу, чтобы сделать музыкально-педагогический процесс насыщенным, интенсивным и увлекательным.
Развивать музыкальные способности ребенка можно и нужно и приниматься за это следует как можно раньше. Замечено, что дети с младенчества питающиеся не только молоком матери, но и качественной музыкой, вырастают отзывчивыми и чуткими людьми. Также очевидно, что музыкальное развитие у детей осуществляется не с целью вырастить второго Моцарта, а исключительно из соображения общего развития ребенка. Среди всех видов искусств музыка наиболее абстрактна и структурирована. Занимаясь музыкой, легче развить мыслительные навыки, которые понадобятся для занятия любой умственной работой. Музыка улучшает показатели по всем учебным предметам сразу, способствует самодисциплине ученика.
В процессе игры на музыкальных инструментах в музыкальной школе совершенствуется эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость. Игра на музыкальных инструментах развивает сосредоточенность, память и речь.
Когда ребенок слушает музыку, развивается его мышление и аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах тренирует его мелкую мускулатуру пальцев рук, что благоприятно сказывается на его умственном развитии.
Стоит отметить, что в процессе музыкального образования в ДМШ решаются следующие задачи:
– образовательные – формируют навыки исполнительских приемов игры на музыкальном инструменте;
– воспитательные – пробуждают интерес к музыкальному искусству и творчеству;
– развивающие – развивают музыкальные и творческие способности.
Главным в работе преподавателя ДМШ являются педагогические приемы и методы, которые позволили бы развивать творчество в процессе общения с музыкой.
Прежде всего, необходимо искать новые формы уроков. Преподаватель в данном случае выступает новатором. Он сам должен являться творческой личностью, искать новые решения. Считаю, что его игры и задания должны содержать скрытый воспитательный смысл. Игра не для игры, а для развития способностей, нового видения, направлена на дальнейшее развитие. Подбор игр, следовательно, должен быть обдуманным. Например, творческое чтение с листа позволяет развить у детей навыки чтения с листа простым и интересным способом.
Преподавателю на каждом этапе необходимо развивать самостоятельность учащихся, наталкивать их на творческие поиски. Сам метод проведения занятий должен мобилизовать фантазию учеников – вопросами, наводящими замечаниями, вариантами заданий, обсуждением.
В момент выполнения творческих заданий у ребенка возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активно воображение. Приобретаются определенные знания, умения и навыки.
Наблюдения показали, что творчество способствует положительной самооценке и обеспечивает саморазвитие личности.
Поскольку под понятием творчества у младших школьников мы подразумеваем не создание духовных ценностей, а сам процесс и его эффективность, то вся деятельность ученика на уроке в детской музыкальной школе (ДМШ) почти полностью должна быть творчеством. Исходя из данного утверждения на базе музыкальной школы, в классе специального инструмента было проведено исследование, нацеленное на изучение успешности обучения детей. В течение учебного года преподаватели применяли инновационные формы проведения уроков (урок–сказка, урок–расследование, приключение и т. д.), регулярно применяли творческие задания.
В результате исследования выявлено, что в классе специального инструмента в течение 2016 – 2017 учебного года полностью сохранился контингент, что является показателем эффективности педагогических принципов и методов. Учащиеся активно работали на уроке специального инструмента, регулярно выполняли домашние задания. Показательным является тот факт, что 82,3% учащихся обучаются на «хорошо» и «отлично». Дети регулярно посещают занятия по специальному инструменту, а также занятия по сольфеджио, музыкальной литературе, хоровому классу, дополнительному инструменту и ансамблю. 80,1% учащихся участвовало в концертной деятельности. Также дети ежегодно выступают на различных концертных площадках района (школьные мероприятия, отчётные концерты, творческие встречи, праздничные и юбилейные концерты, мероприятия, проводимые Управлением образования района, Управлением культуры района, администрацией района и т.д.), что говорит о творческой активности учеников.
Важно, занимаясь с ребенком музыкой, преподаватели должны понимать, что каждый ребенок – это маленький художник, и в наших силах сохранить его творческую неповторимость, которая так необходима в эпоху высоких технологий, автоматизации и компьютеризации. Творческий человек мыслит по-иному, всегда идет впереди, определяет свое будущее сам, заряжает энергией других. Поэтому забота о развитии музыкальных творческих способностей детей в ДМШ – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни в целом.
Лира АЙВАЗОВА,
преподаватель высшей категории
МКУ ДО «ДМШ Рутульского района»