Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях

«ЗДОРОВЬЕ – НЕ ВСЕ, НО ВСЕ БЕЗ ЗДОРОВЬЯ – НИЧТО». Сократ

IMG-20180411-WA0009

Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся.
Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся — важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. Здоровье — основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание».
Здоровые дети — это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества.
По результатам анкетирования выявлено, что около 30% учащихся предъявляют жалобы на здоровье, большинство которых связано с учебным процессом и проявляется частыми головными болями, болями в спине, висках, ногах, усталостью глаз. Несмотря на младший возраст, около 20% учащихся обращаются к родителям за помощью в случае заболевания не сразу, а лишь когда становится очень плохо, или ждут, когда родители сами заметят их плохое самочувствие.
На вопрос о состоянии осанки учащихся мы имеем следующие результаты: за письменным столом или партой всегда стараются правильно сидеть 5,8%, «иногда» — 7,8%, остальные не следят за своей осанкой, что свидетельствует о высокой степени риска искривления позвоночника.
Состояние зрения так же вызывает тревогу. Около 4% видят плохо, что пишет учитель на доске. По рекомендациям медработников школы учитель должен рассадить детей на рекомендуемый ряд и парту.
Начало школьного обучения связано не только с изменением уклада жизни детей. Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что ведет к повышенной заболеваемости. Физиологическим возможностям организма для учеников 1-х классов более всего соответствует 35 минут продолжительность урока, для учащихся 2-4 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как чтение художественной литературы, динамической паузы, разучивание комплекса физических упражнений и других. Начало учебного дня в начальных классах желательно отмечать организованной зарядкой. Учитывая то, что длительность активного внимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать на проведение физкультпауз. Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться с изменением позы ребенка.
Один из главных секретов хорошего физического самочувствия младших школьников и высокой активности в учебном процессе состоит в использовании рационально подобранных, а при необходимости — специально сконструировать и индивидуально дозированных игр оздоровительной направленности.
Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье
На музыкальных занятиях, как и на других предметах, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Перед пением песен – заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок. Проведение здоровьесберегающих упражнений занимает совсем немного времени –5 минут. Это приносит пользу для здоровья и эмоционального благополучия.
Целью и задачей каждого урока должно быть сохранение и укрепление здоровья воспитанников; регулировать психологическое состояние воспитанников, развивать мелкую моторику; снимать эмоциональное напряжение (индивидуально и массово на коллектив); благоприятно воздействовать на общее состояние здоровья воспитанников; создавать условия к самовыражению, что является неотъемлемой частью становления гармонично развитой личности. В своей педагогической практике я использую: физкультминутки, сказочные разминки (во время распевов), пальчиковые упражнения и т. д. Так же применяю дыхательную и артикуляционную гимнастику, что корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание и правильное распределение выдоха. Нарушением функции речевого дыхания считается подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировок и выполняется легко и свободно.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Так давайте создавать такие условия для ребенка, чтобы мы могли сохранить и преумножить их здоровье! ВЕДЬ ВСЕ В НАШИХ РУКАХ!

Анара ГУСЕЙНОВА,
преподаватель высшей категории
МКУ ДО «ДМШ Рутульского района»