Врио председателя правительства Республики Дагестан А.Гамидов: «Каспийский транспортно-логистический комплекс будет иметь огромное значение для всего СКФО»

   img_897947_171353677
В Дагестане по итогам уходящего года прогнозируется значительный рост основных социально-экономических показателей. И уже по результатам прошедших 11 месяцев можно констатировать, что растут денежные доходы населения, промпроизводство, оборот торговли. Республика активно участвует в форумах и выставках, ведет большую работу по привлечению инвесторов. О том, каких результатов удалось достичь по итогам 2017года и каковы ближайшие перспективы развития, в интервью агентству «Интерфакс-Юг» рассказал врио председателя правительства Дагестана Абдусамад Гамидов.
            — Абдусамад Мустафаевич, каковы предварительные итоги социально-экономического развития республики в 2017 году? Можно ли говорить о том, что уходящий год ознаменовался для региона положительными тенденциями в развитии?

            — Думаю, можно уверенно говорить о том, что 2017 год мы завершаем с положительной динамикой по основным экономическим показателям. Уже подведены итоги за 11 месяцев.
            Отдельно отмечу, что и социальная сфера в республике в этом году характеризуется увеличением реальных располагаемых денежных доходов населения. Этот показатель составил рост на 3,3% к уровню этого же периода прошлого года.
            Среднемесячная заработная плата работников за январь-октябрь увеличилась на 5,1% и составила чуть больше 21 тыс. 273 рублей. Также можно отметить уменьшение безработицы в республике на 7,8%.
            Кроме того, в республике наблюдается увеличение индекса выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности, который за 11 месяцев составил 106,4%.
            В целом по большинству макроэкономических показателей картина в Дагестане следующая: рост темпов промышленного производства по итогам 11 месяцев составил 20,6%, продукции сельского хозяйства и строительства — по 4,7%, оборота розничной торговли — 3%, объема платных услуг населению — 2,7%, реальных располагаемых денежных доходов — 3,3%, по инвестициям в основной капитал за январь-сентябрь 2017 года — на 4,6%.
            — За последнее время в Дагестане произошла целая череда взрывов газового оборудования в домах. Планируется ли что-то делать на уровне правительства республики, чтобы повысить противопожарную безопасность?
            — К сожалению, в осенне-зимний период этого года в республике произошло несколько трагических происшествий, связанных с взрывом газа и повлекших за собой человеческие жертвы. Причины этих происшествий разные — где-то это неосторожное обращение с газовыми и нагревательными приборами, где-то — хаотичная застройка многолетней давности, которая велась в нарушение всех норм строительства в зоне прохождения линий газопровода.
            Придавая большое значение данной проблеме, врио главы Дагестана Владимир Васильев обратился в прокуратуру республики для принятия комплекса мер прокурорского реагирования на итоги проверки по соблюдению законодательства при выделении земельных участков и строительстве домов, законности выдачи технических условий на подключение домостроений к водо-, газо- и электроснабжению.
            Кроме того, по оценкам специалистов МЧС России, подобная неудовлетворительная ситуация, которая сложилась в целом по стране, имеет место и по причине износа коммуникаций, хозяйственной деятельности, несоблюдения регламента обслуживания газового оборудования.
            Что касается взрывов бытового газа, происходящих в последнее время, необходимо указать и на то, что система контроля за пользованием газа не работает, как того требуется. Процесс не контролируется соответствующим структурами должным образом. Необходимо проверять все учреждения общественного питания на предмет установки газовых баллонов и контроля их использования. В этом направлении ведется работа.
            После трагических фактов прошли проверки. И в дальнейшем они будут активно приводиться с привлечением специалистов МЧС и Минстроя республики, Росреестра, а также других организаций, задействованных в решении данных проблем. Будет дана оценка соблюдения законов при выделении земельных участков, строительстве домов в охранной зоне газопровода, выдаче технических условий на подключение домов к водо-, газо- и электроснабжению. По результатам проверки при наличии фактов нарушений, несомненно, будет принят весь комплекс мер прокурорского реагирования.
            В то же время, хочу отметить, что все пострадавшие при взрывах газа получили помощь правительства республики. Это касается и материальной поддержки, и оказания медицинской или юридической помощи. Люди не остались без внимания.
            — Дагестан принимал участие в бизнес-сессии «Инвестируй в Кавказ». Было отмечено, что в республике реализуются 33 инвестиционных проекта. Все ли из них находятся на стадии развития?
            — На сегодняшний день у нас в республике действительно реализуются 33 инвестиционных проекта, которым предоставляется право на получение государственной поддержки. Конечно, не все и не у всех идет гладко, у многих — проблемы с финансированием. Некоторые, как турецкая группа компаний Nergiz Holding, «топчутся» на месте. «Международный аэропорт Махачкала», напротив, демонстрирует хорошую динамику реализации инвестиционного проекта.
            Что касается планов по привлечению инвестиций, могу сказать, что мы образовали территорию опережающего социально-экономического развития в городе Каспийск. Регистрация в качестве резидента ТОР дает предпринимателям многочисленные налоговые преференции и льготы, в том числе, аннулированные налоги на имущество организаций, а также планируемые к аннулированию налоги на землю.
            Для улучшения делового климата республиканским Агентством по предпринимательству и инвестициям проводится работа по повышению позиций Дагестана в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата.
            По итогам проводимых в 2015-2016 годах мероприятий Дагестан улучшил показатели в Национальном рейтинге, располагаясь на 55-ом, а затем — на 51-й позиции. Это — не просто цифры, это — ряд принятых мер. В частности, в республике сокращается среднее время получения разрешений на строительство; количество процедур, необходимых для согласования при получении разрешений на строительство; среднее время регистрации прав собственности, время постановки на кадастровый учет, улучшается региональное законодательство о механизмах защиты и поддержки инвесторов, доля дорог, соответствующих общепринятым требованиям и т.д.
            Кроме того ведется активная работа по включению республиканских инвестиционных проектов в федеральные программы.
            — Абдусамад Мустафаевич, республика приняла закон о льготах для резидентов ТОСЭР. Скажите, пожалуйста, кто из представителей бизнеса может и планирует воспользоваться этими преференциями?
            — Да, действительно, руководство Дагестана придает большое значение вопросу развития территорий и создания для этого надлежащих условий.
            В октябре текущего года врио главы Дагестана Владимир Васильев внес в парламент законопроект о льготах для резидентов территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) «Каспийск». Это, прежде всего, освобождение их от уплаты налога на имущество организаций на десять лет. Кроме того ставка налога на прибыль организаций (в части поступающей в бюджет Дагестана) будет составлять 5% в течение первых пяти лет работы компании и 10% — с шестого по десятый годы. Сейчас данный налог составляет 18%.
            Что касается того, кто из представителей бизнеса может и планирует воспользоваться этими преференциями, то для получения статуса резидента, к примеру, ТОСЭР «Каспийск», необходимо работать на территории города, вложить в производство не менее 5 млн рублей и создать не менее 20 рабочих мест в течение первого года.
            В целом, если говорить о ТОСЭР «Каспийск», напомню, что она была создана в марте 2017 года. Основная ее цель — диверсификация экономики города к 2025 году. Кроме того, на наш взгляд, создание ТОСЭР вызовет организацию более 3 тыс. постоянных рабочих мест и привлечение в город инвестиций на сумму более 17 млрд рублей.
            Пользуясь случаем, хочу обратиться к нашему бизнес-сообществу, чтобы рассмотрели возможность открытия производств на территориях опережающего социально-экономического развития. Считаю, что это — прекрасная возможность начать и развить собственное дело, особенно, учитывая предпринимаемые меры государственной поддержки.
            — Правительство России в ноябре приняло и утвердило стратегию развития портов каспийского бассейна. В разрезе Дагестана — какие перспективы намечены?
            — Прежде всего, хотел бы отметить, что порт в Махачкале является одним из главных объектов Каспийского транспортно-логистического комплекса, который будет создан в рамках утвержденной правительством Стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне. Махачкалинский морской порт связывает Юг России со странами Средней Азии, Ираном, Закавказьем, он является единственным незамерзающим и глубоководным портом на Каспии. Порт имеет мощность 11,1 млн тонн в год. В ближайшие годы, по генеральной схеме развития порта Махачкала, мы планируем увеличить мощность порта до 18 млн тонн в год.
            Главной задачей Стратегии развития портов каспийского бассейна является интеграция российских портов с главными транспортными узлами и коридорами международной торговли, образующими в Каспийском регионе единый транспортный узел. В соответствие с документом, предусматривается строительство до 2025 года первой очереди нового глубоководного порта (терминала) и двух пассажирских терминалов — в Махачкале и Дербенте.
            Кроме того планируется реализация мер стимулирования развития Каспийского региона, в том числе, создание ряда промышленных кластеров в целях формирования грузопотоков для перспективных потребителей Ирана, Индии, стран Персидского залива и Восточной Африки.
            Перенаправление существующих грузопотоков на евроазиатском направлении через Махачкалинский морской торговый порт, создание новых и модернизация уже существующих предприятий, по оценке экспертов, позволит снизить транспортные расходы на 10-15%, а продолжительность перевозки грузов сократится в 1,5 раза. Будет создано более 10 тыс. рабочих мест. Ожидается, что суммарная выручка предприятий, участвующих в проекте, составит более 100 млрд рублей, налоговые отчисления во все уровни бюджета — не менее 6-7 млрд рублей в год с перспективой увеличения.
            В настоящее время министерство РФ по делам Северного Кавказа разрабатывает план мероприятий по реализации стратегии, в который — помимо вышеуказанных направлений — также предложено включить и такие мероприятия, как строительство яхтенной марины в прибрежной зоне Махачкалы и Дербента; строительство причальной стенки и морского пассажирского вокзала с пассажирским пунктом пропуска в Дербенте; разработка внутрироссийских и международных круизных морских туристских маршрутов; проведение международного морского форума по развитию круизного и яхтенного туризма на Каспии в Республике Дагестан с привлечением представителей прикаспийских государств и регионов Российской Федерации.
            Сегодня, когда общий объем грузооборота в портах России и в морских портах Каспийского бассейна имеет тенденцию к росту, к сожалению, мы наблюдаем падение показателей в порту Махачкалы. Это обусловлено, прежде всего, тем, что многие грузы из Махачкалы «уходят» в бакинский порт (порт Баку, Азербайджан — ИФ).
            В ноябре проблемы Махачкалинского морского порта обсудили временно исполняющий обязанности главы Дагестана Владимир Васильев и министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов. Они детально осмотрели инфраструктуру гавани, ознакомились с ее работой, провели совещание по определению приоритетов в развития порта.
            Хотел бы отметить, что сама акватория порта Махачкалы состоит из двух гаваней — сухогрузной и нефтеналивной. При благоприятных погодных условиях в махачкалинском порту в среднем можно перевалить до 3 тыс. тонн сырья. Оборот сухогрузной гавани вместе с паромным сообщением составляет в настоящее время 3,5 млн тонн в год. Должен сказать, что сегодня возможности морского транспорта используются не в полном объеме. Бесспорно, грузооборот нефтеналивного перегрузочного комплекса можно увеличить до 11 млн тонн, сухогрузного — до 6,5 млн тонн. Такие изменения даст новый специализированный перегрузочный комплекс для железнодорожных паромных судов.
            В начале декабря текущего года в Махачкалинском филиале ФГУП «Росморпорт» состоялась встреча с бизнесменами из КНР. В состав иностранной делегации вошли представители компаний: Winning Investments, Hiawatha Oil Services, Transbulk International, а также CIMC. Прошли переговоры о реализации проектов по перевалке нефти, проведению дноуглубительных работ, а также строительству контейнерного терминала.
            Если говорить о перспективах развития порта после строительства контейнерной, то хотел бы отметить, что грузовые контейнеры из стран Азиатско-Тихоокеанского региона могут доставляться в Европу через иранские порты и Махачкалу. Власти Дагестана и Ирана уже прорабатывают маршрут перевозок из порта дагестанской столицы в Новороссийск и Санкт-Петербург. В следующем году планируется переправить первые 5-10 тысяч тонн грузов контейнерами по этому маршруту. Через Амирабад в Махачкалу в месяц можно транспортировать более тысячи контейнеров массой до 20 тонн каждый. При этом доставка каждого контейнера по этому маршруту будет осуществляться на 12-14 дней быстрее, чем через Индийский океан, и обходиться грузоотправителям на 2-3 тысячи долларов дешевле.
            Одним словом, перспектив развития порта — много. Каспийский транспортно-логистический комплекс, создаваемый в нашей республике, несомненно, будет иметь огромное значение для социально-экономического развития не только Дагестана, но и для всего Северо-Кавказского федерального округа.
http://www.interfax-russia.ru/South/exclusives.asp?id=897947