В 2017 г. 18 декабря органы регистрации записей актов гражданского состояния (органы ЗАГС) отмечают свой столетний юбилей. Днем их основания принято считать 18 декабря 1917 г., когда Советом народных комиссариатов РСФСР был подписан декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», в котором были прописаны правила регистрации актов. До октябрьской революции функции регистрации актов гражданского состояния в России выполняла Русская православная церковь в рамках церковных обрядов. Сведения о браке, рождении и смерти регистрировались в хронологическом порядке в специальных метрических книгах. В 1971 г. Указом Петра I церковные учреждения были включены в систему государственных органов.
04 января 1918 г. Наркомом юстиции и Наркомом местного самоуправления была издана Инструкция «Об организации отделов записей браков и рождения» при волостных, уездных и городских управах, а регистрационные книги из духовных и административных учреждений, ранее регистрировавшие акты, передавались в названные отделы для дальнейшего хранения.
Система органов ЗАГС менялась и развивалась вместе с государством. После Великой отечественной войны органы ЗАГС были переданы в ведение местных народных депутатов. С принятием в 1969 г. Кодекса о браке и семье РСФСР вводились торжественные церемонии брака и рождения, начали открываться Дворцы бракосочетания. После распада СССР нормативными актами, регулирующими общественные отношения по регистрации актов гражданского состояния, являются Семейный Кодекс РФ от 29.12.1995 г., Федеральный закон № 143-Ф3 «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 г., а также Административный регламент от 29.11.2011 г., утвержденный Минюстом РФ.
В настоящее время все органы местного самоуправления, в том числе и сельские поселения, Законом Республики Дагестан от 08 12.2005 г. № 66 наделены полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния. Наличие у сельских поселений указанных полномочий является важнейшим фактором социального значения и развития правовой культуры и правосознания общества, т.к. институт регистрации актов гражданского состояния государством максимально приближается к простому населению, а его функции и услуги становятся при этом доступными для сельского населения.
За годы существования полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния у сельских поселений по Рутульскому району каждая из администрации поселений произвели несколько сотен и тысяч регистраций актов гражданского состояния. Не является и исключением и сельское поселение «сельсовет Гельмецинский» Рутульского района РД, в состав которого входят два высокогорных селений цахурской долины: с. Гельмец — административный центр и с. Курдул. Численность населения всего поселения составляет 810 человек.
Практически каждый месяц жителям поселения приходится обращаться в администрацию для регистрации того или иного акта, ведь каждый день любой человек может столкнуться с различными юридическими фактами (действиями и событиями), которые и могут являться основаниями для регистрации актов гражданского состояния.
В СП «сельсовет Гельмецинский» осуществляют регистрацию рождения, смерти, заключения брака и установления отцовства. За последние пять лет (без учета актов из других органов ЗАГС) в администрации зарегистрировано 124 записей актов гражданского состояния. Из них: 45,1% — акты регистрации рождения, 27,4 % — смерти, 25,9 % — заключения брака и 1,6 % — установления отцовства. В 2016 г. регистрация рождения составила 64,7 %, что является самым высоким показателем за анализируемый период, а в текущем году всего 31,8 % — самым низкий показатель. Регистрация рождаемости чаще всего занимает первое место. С 2013 по 2017 гг. лишь дважды она занимала второе место — в 2014 г., когда на первом месте была регистрация смерти — 42,4 % и в текущем году — первое место у регистрации заключения брака — 40,9 %. В целом наблюдается положительная динамика по регистрации рождения.
Сведения о зарегистрированных актах ежемесячно сдаются в отдел ЗАГС МР «Рутульский район» РД. Каждый бланк свидетельства имеет серию и свой уникальный номер. Бланки строго контролируются во избежание их незаконного использования. Поэтому ежеквартально сведения (отчет) об израсходованных бланках и их остатке также передаются в районный отдел ЗАГС.
Работа сотрудников органов ЗАГС имеет свои нюансы. Здесь необходимо проявлять терпение и внимательность, быть ответственным за совершаемые действия, а также иметь необходимые знания в области юриспруденции, знание норм нормативно-правовых актов, регулирующие основания и порядок регистрации актов гражданского состояния, умение их правильно толковать и применять на практике.
В работе с людьми всегда имеется место для разъяснения различных вопросов. Поэтому важно уметь правильно сформулировать ответ и довести его до заявителя. Необходимо понимать, что невнимательность в большинстве случаев приводит к ошибкам (упущение либо добавление буквы и (или) цифры и т.д.), неправильному заполнению акта гражданского состояния, что в свою очередь отражается и на данных выдаваемого свидетельства. Любая неточность неизбежно создает немало проблем для заявителя, связанные с исправлением, получением повторного документа, в т.ч. и затраты, что является «минусом» для соответствующего сотрудника.
Приятной стороной в работе органов ЗАГС конечно же является торжественность обстановки при регистрации заключения браков, когда можно сказать молодоженам немало приятных слов и пожеланий.
В заключении хочу поздравить с юбилеем всех коллег, пожелать им крепкого здоровья, успехов, чтобы в своей работе они сталкивались в основном с приятными событиями. В отдельности хочу выразить слова благодарности руководителю отдела ЗАГС МР «Рутульский район» Нажмудиновой Кизил Махмудовне за проделанный огромный объем работы по систематизации актовых записей в хронологическом порядке по каждому населенному пункту, который, безусловно, облегчил работу и отдела и, помог гражданам сэкономить время.
Р. В. Дадашов,
зам. главы администрации
МО СП «сельсовет Гельмецинский»