Вступив на путь борьбы с организованной преступностью, сотрудники органов внутренних дел осознанно идут на риск, с которым связана их работа. Они готовы нанести ответный удар тем, у кого нет ни принципов, ни правил. Настоящих мужчин в неравном бою не покидают сила духа и убежденность в том, что эта борьба не будет проиграна.
В начале августа 2013 года в городе Хасавюрте активными участниками незаконных вооруженных формирований был прицельно расстрелян в личном автомобиле старший оперуполномоченный второго отдела 1-й оперативно-разыскной части ГУ МВД России по СКФО майор полиции Салман Магомедрасулович Гереев. Бандиты выследили его на пути к дому.
Выстрел в упор
Третий день отпуска Салмана Гереева совпал с окончанием Уразы. Вечером он отправился в мечеть, а после намаза решил зайти в гости к троюродным братьям. Его жена Патимат Алиевна вместе с золовкой хлопотали на кухне, готовясь к празднику разговения. Вдруг на улице послышались выстрелы.
— Слышать стрельбу в ночь перед святым праздником было жутко, — рассказывает вдова Гереева, — мне захотелось позвонить мужу. Он сказал, что подъезжает к дому, до встречи оставалось несколько минут.
Выстрелы повторились, они были уже совсем близко. Домочадцы выбежали на улицу и, увидев автомобиль Салмана, застывший на повороте, буквально остолбенели. Машина стояла, изрешеченная пулями, ее двери были распахнуты настежь. Жена Салмана кинулась к автомобилю, еще не осознавая, что произошло.
— Это была самая длинная дорога в моей жизни, — признается вдова. — Мне не хотелось верить, что произошла беда. С кем угодно, только не с мужем! И лишь одна мысль тогда пульсировала в голове — нельзя, чтобы дети видели его таким…
Стреляли с двух сторон. Огневые позиции были выбраны так, что возможности дать бандитам отпор не оставалось. Это было не случайное нападение: преступники тщательно подготовили покушение на упрямого оперативника, который всю свою жизнь вел непримиримую борьбу с бандитизмом в родном Дагестане.
От полученных огнестрельных ранений майор полиции Гереев скончался на месте. Под шквальным огнем он едва успел достать из кобуры табельное оружие.
Своих убийц Салман Гереев знал в лицо. Они были из той среды, в которой мелкий бандитизм и наркотическая зависимость перерастают в нечто большее.
Один на миллион
— Если бы у него возникло малейшее подозрение, он бы отреагировал молниеносно, — рассказывает о гибели своего сотрудника, соратника и друга заместитель начальника 1-й оперативно-разыскной части. — Салман Гереев был профессионалом высочайшего уровня.
Службу в органах внутренних дел Салман Магомедрасулович начал в марте 2000 года. Это было то неспокойное время, когда боевики массово хлынули на территорию Дагестана. Еще до работы в правоохранительной структуре Гереев участвовал в защите границ родного села Анди Ботлихского района Дагестана — тогда мирные жители как могли оберегали свою землю от боевиков. Первую государственную награду, медаль «За отвагу», Салман получил, еще будучи гражданским лицом.
— То, что он человек незаурядных способностей и редкого характера, было видно сразу, — рассказывает его начальник. — Такие люди, как он, рождаются один раз в сотню лет. Он был уникальным во всех отношениях — и как друг, и как человек, и как сотрудник.
В феврале 2011 года Салмана Гереева назначили на должность старшего оперуполномоченного второго отдела 1-й оперативно-разыскной части по борьбе с наиболее опасными преступлениями общеуголовной направленности. Профессиональные качества и целеустремленность майора полиции Гереева помогли раскрыть десятки преступлений. Салман Магомедрасулович принимал непосредственное участие в проведении специальных операций по выявлению и задержанию лиц, причастных к незаконным вооруженным формированиям, ликвидации их опорных пунктов и баз, мест хранения оружия и боеприпасов. Благодаря его аналитическому складу ума и стратегически выверенным шагам по предотвращению диверсионно-террористических актов была спасена не одна жизнь.
Сослуживцы Гереева рассказывают, что Салман работал буквально на износ и, осознавая важность поставленных перед ним задач, выполнял их несмотря ни на что.
— Не унывать и не сдаваться — таким было его жизненное кредо, — вспоминает его сослуживец Виталий. — Ни одна критическая ситуация не могла его сломить, и мы, глядя на него, поднимали голову выше, заряжаясь его энергией и жизнелюбием. Он был несомненным лидером.
Но тот, кто выбирает позицию лидера, несет больше ответственности. Салману Герееву доверяли самое ценное — свою жизнь, и во время оперативно-розыскных мероприятий товарищи знали, что он надежный и верный напарник.
— Он говорил: «Оберегай спину, а я пойду вперед». Так и было, — рассказывает Виталий. — Мы всегда верили: если мы вместе, то обязательно прорвемся даже в самых опасных ситуациях! Надежнее товарища у меня не было.
Человек с огромным сердцем
Во время работы Салман Гереев был сконцентрирован и собран, зато в общении с друзьями и близкими раскрывал душу, и ему отвечали взаимностью. Дом Гереева пустовал только в те дни, когда он уезжал в командировки. Возвращаясь, еще по пути он звонил жене и говорил: «Алиевна, приготовь что-нибудь вкусное и давай позовем гостей!» По имени он ее никогда не называл, ведь у андийцев так принято — в знак уважения обращаться к супруге по отчеству. Родственники с удовольствием принимали приглашение семьи Гереевых, потому что знали: Салман — гостеприимный хозяин, человек с огромным сердцем.
— Он больше думал о людях, чем о себе, всегда был готов прийти на помощь, оставив свои дела, — вспоминает вдова Салмана Гереева Патимат Алиевна. — За день до его гибели позвонил мой двоюродный брат и сказал, что его сын ушел из дома. Мальчишка, еще подросток, обиделся на отца после того, как тот его отчитал за проступок. Конечно, родители понимали, что ребенок вернется, но тревожились. Салман отправился на поиски, хотя был первый час ночи, а ехать — в другой населенный пункт. Он почти сразу вычислил, где спрятался беглец, и привез его домой. По дороге Салман объяснил подростку, что отец, хоть и строг, желает ему только лучшего.
Несмотря на плотный рабочий график, Салман Гереев был заботливым мужем и любящим отцом. Используя малейшую возможность порадовать жену, он возил ее в города Кавказа, где они гуляли, знакомясь с достопримечательностями, обсуждали увиденное, делились впечатлениями. Салман был интереснейшим собеседником.
— Может, он чувствовал, что ему осталось немного времени, — вспоминает Патимат Алиевна, — но не переставал повторять: «Я хочу показать тебе все места, в которых ты не бывала!»
Он очень любил петь, и это у него так хорошо получалось, что многие не верили, что это не фонограмма. Записи песен в его исполнении и сейчас не дают забыть его голос, в котором чувствуются и сила, и мужество, и душа романтика.
Заветная мечта Салмана — построить дом на берегу реки и посадить плодовый сад — так и не сбылась, хотя трудно представить, что этот неутомимый человек, никогда не сидевший без дела — и дела нужного, правильного, — когда-нибудь отдыхал бы в тени ветвей, безмятежно наслаждаясь покоем. Он был «вечным двигателем», генератором идей и аккумулятором рабочих процессов.
У Салмана Гереева осталось трое детей — две дочери и сын. Бандиты, совершившие дерзкое покушение, были уничтожены. И хотя это не восполнит огромной утраты, постигшей его семью и близких друзей, однако сознание того, что каждый преступник будет наказан, поддерживает веру в закон и справедливость.