Эти слова, написанные Валентином Колесниковым около тридцати лет назад, актуальны и сегодня, когда тысячи сотрудников правоохранительных органов ежедневно борются с преступностью, различными проявлениями экстремизма и терроризма. Они такие же солдаты, только их враги находятся внутри страны и стремятся подорвать конституционный строй, запугать мирных граждан, внести в общество хаос и панику.
К сожалению, как и на любой войне, не обходится без жертв. И в наше время при исполнении служебного долга гибнут рядовые сотрудники и офицеры полиции. Один из них — оперуполномоченный 1-го Межрегионального оперативно-разыскного отдела по противодействию экстремизму (дислокация город Махачкала) ГУ МВД России по СКФО капитан полиции Магомед Абдулазизович Турциев.
На передовой
Этого парня с детства невозможно было удержать дома — слишком подвижный, слишком упорный, любопытный и бесстрашный. Его тяга к приключениям не раз заставляла вздрагивать родительские сердца. С широкой подкупающей улыбкой, парень был и весельчаком, душой компании, и серьезным, вдумчивым, когда этого требовала ситуация.
Его отец Абдулазиз Магомедгаджиевич посвятил всю свою жизнь службе в органах внутренних дел, но сына наставлять не стал, дал возможность выбрать свой путь самостоятельно. И Магомед выбрал.
После окончания школы он поступил в Санкт-Петербургский полицейский колледж, получив сначала среднее специальное образование, а затем высшее — в Краснодарском университете МВД России. Другие варианты, кроме как продолжить дело отца, Магомед, как оказалось, и не рассматривал.
С первых дней службы Турциев рвался «на передовую». Когда он подал рапорт о переводе его в Центр по противодействию экстремизму, отец, зная оперативную ситуацию и переживая за сына, попытался его отговорить. Он отказался помогать Магомеду с переводом, предложив тому поработать год-два «на земле», чтобы набраться опыта, и надеясь, что тот передумает.
Но все оказалось безрезультатно. Со свойственной ему целеустремленностью Магомед, заручившись согласием своего непосредственного начальника, самостоятельно добился перевода в ГУ МВД России по СКФО. Это был его выбор, которому он остался верным до последнего дня своей жизни. Несмотря на молодость и небольшой срок службы, Магомед быстро зарекомендовал себя как профессионал. Коллеги уважали его за ответственность и верность слову.
«У него была поразительная оперская хватка», — рассказывают о нем сослуживцы. Невысокий, энергичный, с цепким взглядом, он подмечал мельчайшие детали, быстро анализировал и принимал решения. Словом, у Магомеда были все данные для профессии, которую он выбрал.
Характер его ничуть не менялся, и стремление быть впереди стоило ему нескольких боевых ранений, после которых он, быстро восстановившись, возвращался на службу.
Так было и в тот день, 17 августа 2010 года, когда оперативникам, среди которых находился и Магомед, удалось заблокировать машину с членами бандитской группировки. Внезапно из двора выбежал мальчишка, и один из отморозков рванул к нему, собираясь взять ребенка в заложники. Магомед не раздумывая произвел несколько предупредительных выстрелов, чтобы отвлечь внимание бандита на себя. Поняв, что он зажат в тисках, преступник начал беспорядочную стрельбу, а Магомед уже рвался наперерез к растерявшемуся от ужаса пацаненку. Пули, предназначавшиеся мальчику, прошили Турциева, однако он, лишь сильнее накрывая ребенка своим телом, продолжал отстреливаться. Когда боевик достал гранату, собираясь рвануть чеку, Турциев, истекая кровью, но собрав в кулак покидающие его силы, выстрелил прицельно, и тело преступника повалилось на асфальт.
Трудно было поверить, однако Магомед, усердно проходя реабилитацию, спешил быстрей встать на ноги и вернуться в строй. Ему помогали не только заботливые врачи, но и его жизнелюбие, и неуемное желание освободить родной Дагестан от бандитской нечисти.
Друзья вспоминают, что после ранения у Магомеда не сгибался указательный палец на правой руке, и ему пришлось освоить стрельбу с левой. Он проделал это успешно и стрелком слыл отличным. А вот сахар в чае размешивать ему все же сподручнее было правой рукой, только ложечку держать было непросто, и вид его оттопыренного несгибающегося пальца да звяканье ложечки об стакан вызывали у коллег дружелюбный смех. Магомед не только не сердился на друзей, но и сам по этому поводу шутил не раз.
Впрочем, шуток в повседневной службе было куда меньше, чем опасностей. На многочисленные уговоры отца о переходе с оперативной службы на работу полегче Магомед объяснял, что такой поступок с его стороны будет слабостью и трусостью. А этого капитан полиции Турциев допустить не мог.
Опасная слежка
В составе совместной группы сотрудников ГУ МВД России по СКФО и Управления ФСБ РФ по Республике Дагестан Магомед Турциев разрабатывал преступника, который, по оперативным данным, был связан с бандподпольем и промышлял рэкетом бизнесменов, добывая деньги для террористов. Оперативники следили за ним уже несколько недель, удалось установить его личность, вычислить номер телефона, и теперь бандита не выпускали из зоны внимания, чтобы выявить его связи.
22 мая 2012 года оперативники вели преступника в городе. Он сел в заполненную маршрутку, вышел на остановке в пригороде Махачкалы недалеко от базы отдыха «Гермес-глобус» и нырнул в частный сектор. Сотрудники понимали, что там, вдали от людных улиц, может произойти контакт с членами преступной группы или передача денег. Эта информация была чрезвычайно важна, и преступника нельзя было потерять из вида.
Тем временем тот ускорил шаг и резко свернул за бетонные блоки. Трое сотрудников последовали за ним, но стоило им появиться за поворотом, как они попали под обстрел. Преступник стрелял прицельно, чувствовалась снайперская подготовка. Завязалась перестрелка, однако позиция бандита была удобной, он стрелял из укрытия. Спустя несколько минут выстрелы стихли, и преступник скрылся, оставив три окровавленных тела…
Магомед был тяжело ранен. За время, пока его везли из пригорода столицы Дагестана в больницу, он потерял много крови. Врачи несколько часов боролись за жизнь полицейского, но около полуночи двадцатисемилетний оперуполномоченный 1-го МОРО капитан полиции Магомед Турциев скончался.
Память дольше, чем жизнь
Молодой человек погиб не зря: вскоре собранная информация позволила выяснить местонахождение бандита и обезвредить его. В результате проведенной операции было раскрыто не одно особо тяжкое преступление, предотвращено более десятка посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и мирных граждан, а также ряд террористических актов. Капитан полиции Магомед Абдулазизович Турциев был посмертно награжден орденом Мужества.
Магомеда похоронили в его родном селе Курки, расположенном в Акушинском районе Республики Дагестан. Настоящий воин, проживший короткую, но достойную и яркую жизнь, он навсегда останется в памяти всех, кто был с ним рядом.
Вдова Магомеда Альбина верно хранит память о муже-герое, у нее подрастает маленькая дочь Асия. Ей был всего год, когда погиб ее отец, и девочка знает его только по фотографиям, вырезкам из газет и рассказам родственников и сослуживцев. Но однажды она встанет перед зеркалом и увидит его — в чертах своего лица и красивой улыбке, которые подарил ей папа.