Дагестан традиционно является участником Сочинского инвестиционного форума. В этом году республика вновь представила несколько масштабных проектов, среди которых комплексная программа по развитию международного круизного судоходства по Каспийскому морю. О работе делегации республики на форуме и значимости ее результатов для дальнейшего социально-экономического развития Дагестана в интервью агентству «Интерфакс-Юг» рассказал глава региона Рамазан Абдулатипов.
— Рамазан Гаджимурадович, с чем вы прибыли на очередной инвестфорум в Сочи, и какие удалось подписать соглашения?
— В этом году мы представили несколько очень интересных и масштабных проектов. Один из них — это комплексная программа по развитию международного круизного судоходства по Каспийскому морю. Проект этот представляет значительный интерес как для населения самих прикаспийских государств, так и для многочисленных туристов из разных стран мира. Клиентская база для круизных судов на Каспии определяется его особым географическим положением и потребностями России, Азербайджана, Казахстана, Ирана, Туркменистана. Строительство гавани для яхт, катеров и других судов предусматривается в Махачкале.
В рамках работы этого форума подписано соглашение с Тамбовской областью. Мы планируем развивать партнерство в торгово-экономической, научно-технической, культурной сферах. Сотрудничество будет осуществляться также в сфере АПК и в области подготовки квалифицированных кадров для предприятий агропромышленного комплекса нашей республики и Тамбовской области.
Особое внимание мы уделяем природе и животному миру Дагестана, который в последние годы претерпел множество изменений. К сожалению, некоторые виды фауны в республике оказались практически на грани вымирания. Пострадали также экология и флора. Повлиять на это и изменить ситуацию к лучшему мы договорились с АНО «Центр природы Кавказа». Ключевыми проектами этого центра являются восстановление и сохранение популяций редких видов животных и развитие экологического туризма.
— Как реализуются проекты, представленные на прошлых форумах, например, в сфере АПК, такие как «Дагагрокомплекс»? Вы говорили, что власти республики планируют договориться с более эффективными инвесторами для завершения этого проекта. Удалось ли это сделать, или еще остаются сложности?
— Проект это хороший, но в значительно мере по вине собственника он стал терять обороты, первоначально организовано все было хорошо, но дальше управлять всем этим должным образом не смогли. Власти республики предложили собственнику создать под его эгидой управляющую компанию, чтобы проект не провалился. К сожалению, пока ситуация не меняется, но мы надеемся, что удастся ее выправить.
— А на какой стадии развития проект «Дагнотех», включающий в себя нефтеперерабатывающий завод?
— Завод уже построили, туда вложено 5 млрд рублей, но пока начать работу не удается, потому что здесь имеются некоторые препятствия: во-первых, это вмешательство правоохранительных структур, организованное, судя по всему, по указанию неких «больших начальников» из Москвы. Во-вторых, это неорганизованность самой компании, которая до сих пор не получила разрешение в Ростехнадзоре. Но эти вопросы решаются, и, надеюсь, в этом году комплекс «Дагнотех» заработает на всех парах.
— Расскажите о тех предприятиях, которые уже введены в строй. Реализация каких проектов планируется в Дагестане в течение 2017 года?
— Мы в этом году запустили в эксплуатацию крупный завод «Мараби» по производству керамической плитки. Продукция пока не реализуется, потому что проводится экспертная проверка ее качества. Но уже скоро начнутся поставки выпускаемого этим заводом товара.
Производить продукты питания начал «Кикунинский консервный завод». У этого завода появятся еще четыре филиала, которые будут производить томатную пасту и переправлять на центральный завод. Но Дагестану нужно еще больше перерабатывающей промышленности. Раньше в каждом горном районе имелись консервные заводы, где перерабатывали абрикосы. Абрикосовые сады в горах остались, а заводов нет. Там еще растет и множество других прекрасных плодов, которые логичнее и дешевле перерабатывать на месте, создавая при этом рабочие места.
Мы продолжаем развивать завод КЭМЗ (Кизлярский электромеханический завод — ИФ), в городе Каспийске построили филиал этого концерна. По заводу «Дагдизель» также имеется целый ряд новых проектов, в том числе по выпуску зенитных орудий, есть и другие направления.
Совместно с партнерами из Турции планируем построить швейную фабрику и наладить потом полный цикл текстильного производства.
Президенту и премьер-министру страны я презентовал проект развития Каспийского международного транспортно-логистического и морского индустриального комплекса. Проектов очень много.
— Насколько эффективно сотрудничают с вами кредитные учреждения, которые играют немалую в роль в реализации инвестпроектов на местах?
— В Дагестане одно время с банками была чехарда — целых 120 банков действовали на территории республики, а сегодня коммерческих банков почти нет. Как же обустраивать рыночную экономику с отсутствием развитой банковской системы? Те банки, которые имеют в Дагестане офисы, фактически занимаются «отсасыванием» из республики денег, не имея прав совершать иные финансовые операции, которые необходимы для развития региона.
Мы не можем реализовать проект по созданию текстильного предприятия, который бы дал нам 5-7 тысяч рабочих мест. Внешпромбанк рассматривает документы по данному проекту уже четвертый год и не выдает кредит. Китай за это время построил более ста таких предприятий. Мы должны наладить работу банковского сектора в регионах, так как мы — одна страна.
Но хочу подчеркнуть, что, несмотря на имеющиеся сложности, Дагестан стремительно развивается. По всем направлениям мы показываем позитивную динамику. Ни по сельскохозяйственному производству, ни по одному другому направлению мы не допустили спада. Мало того, производство овощей на закрытом грунте увеличили в 68 раз. На территории в 6 тыс. гектаров мы посадили виноград, используя самые современные технологии. Рост промышленного производства в Дагестане в 2016 году составил 138%. Это первое место среди всех регионов России.
— В целом, как Вы оцениваете работу форума «Сочи-2017»?
— На мой взгляд, здесь не хватает четких рекомендаций правительства в адрес инвесторов и мало самих инвесторов. Мы зачастую сами привозим сюда инвесторов, и получается, что мы «варимся в собственном соку». Организаторы форума должны пригласить сюда, к примеру, сто крупных предпринимателей, а правительство должно каждому из них дать ориентир: подписать, допустим, хотя бы один инвестиционный проект с субъектом Северного Кавказа. Просто так на Кавказ, увы, инвестиции тяжело привлекать, потому что ему досталось тяжелое политическое и экономическое наследие.