Глава 1
Дагестан. Прошлое и настоящее. Краткий обзор в свете идеи дружбы народов.
Дагестан – это не просто физическое понятие. У него есть свое лицо, свои желания, своя мечта, есть общая история, общая судьба, общие горести и радости.
Абуталиб Гафуров
В единстве сила каждого народа!
Равняйте на нее судьбу свою.
Фазу Алиева
Нам в составе России и вместе с Россией выгодно и политически, и стратегически. У нас нет более надежного гаранта сохранения единства и целостности, чем Российская Федерация.
Муху Алиев
Дагестан – это единственное место в мире, где на площади пятьдесят тысяч квадратных километров проживает около 100 народностей, говорящих на разных языках. Дагестан — это разнообразие в единстве. Расул Гамзатов, в творчестве которого нашли отражение все чаяния дагестанцев, все их мысли и тревоги, все прошлое и настоящее, вся вековая мудрость, сравнивает Дагестан с большим дивным букетом, и каждый цветок в нем, по мнению поэта, по-своему прекрасен и уникален.
Самое ценное — то, что эти, казалось бы, суровые, не очень разговорчивые горцы, умеют жить в мире и согласии, умеют хранить верность в дружбе и любви, они щедры, гостеприимны. Их дружба ковалась веками в ратных боях и в мирной повседневной жизни. Почтительное отношение к гостю, взаимное уважение, взаимопомощь на чудесной дагестанской земле были всегда в чести.
Очень точно и красиво об этом сказал Дмитрий Колюжный:
Лезгин, Рутулец, Табасаран, Агулец,
Даргинец брат плечом к плечу стоял.
Цахурец, Лакец, Кумык, Аварец
В лезгинском танце, как орлы летят.
В единстве духа множество народов
Крепка их дружба, твердостью скалы.
В сердечном братстве сила Дагестанцев,
В бесстрашии воинов душа Нарын- калы.
Гостеприимства долг, для горца важный,
Он никогда его не нарушал.
Частицу сердца навсегда оставил каждый,
Кто на Кавказе щедром побывал.
Историческое прошлое народов страны гор полно трагических событий. Оно омыто слезами, горем и кровью дагестанцев. Сначала долгая и изнурительная борьба с иноземными завоевателями – с монголо-татарскими полчищами, с иранским шахом Надиром, грозой вселенной. Проявляя чудеса храбрости, отваги и героизма, тесно сплотившись в один кулак, не щадя своих жизней, ведя ожесточенные бои за каждую пядь земли, горцы отстояли свою независимость. Они не отдали свою Родину на растерзание иноземных захватчикам. Затем была длительная и ожесточенная война с Россией. Дагестанцы отчаянно сражались с русскими войсками под знаменем Имама Шамиля. В общей сложности эта война длилась более четверти века и завершилась компромиссом. Имамом Шамилем было принято нелегкое решение о вхождении Дагестана в состав России.
Начался новый этап истории Страны гор.
Дагестан вместе с Россией прошел большой путь: обрел государственность, строил города, промышленные предприятия, развивал сельское хозяйство.
После гражданской войны русские учителя, приехавшие сюда из разных уголков России, выучили наших детей грамоте. Мою бабушку в начальных классах учила русская учительница Зинаида Ивановна. Она всегда отзывается о своей первой учительнице с большой теплотой и уважением.
На фронтах Великой Отечественной войны от Кавказа до Берлина рука об руку с русскими и другими народами сражались 180 тысяч дагестанцев. 95 тысяч не вернулись с полей сражений. Нам всем известны имена славных сынов дагестанского народа, таких как Магомед Гаджиев – командир подводной лодки, Амет-хан Султан — летчик, Юсуп Акаев, Сааду Алиев, Саадула Мусаев, Валентин Эмиров, Гасрет Алиев и др. Мужество и героизм воинов-дагестанцев на фронтах Великой Отечественной войны были проявлением настоящего патриотизма, который вырабатывался в национальном сознании тысячелетиями. Дагестан помогал фронту всем, чем мог. Было отправлено на фронт для воинов сто сорок вагонов с продовольствием. В фонд обороны было внесено триста пятьдесят миллионов рублей.
По окончании этой самой страшной в истории человечества войны Дагестан вместе с Россией восстанавливал из руин и пепелища города, села, гидроэлектростанции, промышленность, сельское хозяйство.
Все это является свидетельством тесной дружбы Дагестана с русскими.
За последние годы важнейшим и в тоже время трагическим событием стало вторжение бандформирований на территорию Дагестана в августе-сентябре 1999 года и достойный отпор, который они получили. Бандиты просчитались. Они не приняли во внимание, что сила любви народа к своей земле сильнее оружия любого калибра. Безоружные дагестанцы стали на защиту своей земли, своей республики, своей большой Родины – России. Люди стояли плечом к плечу, и никто не спрашивал, кто какой нации. Три дня, пока не подоспели солдаты, они сдерживали натиск и ценой жизни не дали бандитам пройти в центр.
Попытки проверить Дагестан на зрелость предпринимались и раньше — в период Гражданской войны, Великой Отечественной войны. Прощупывали, нельзя ли оторвать Дагестан от России, но тщетно. Такие попытки ни разу не увенчались успехом. В российско-дагестанских отношениях бывало всякое: трагедии, репрессии, взлеты и падения, но при всех обстоятельствах сам факт вхождения Дагестана в Россию никогда не подвергался сомнению.
И в Дагестане всегда старались показать, что это был фактор, который способствовал и дальше будет способствовать сохранению государственности Дагестана и его безопасности.
Муху Алиев, первый президент республики Дагестан, по поводу тех печальных событий (вторжение бандформирований на территорию Дагестана) в интервью газете «Завтра» сказал: «Эти кризисы и войны, с другой стороны, закаляют наших людей. Во-первых, бандитам дан отпор, во-вторых, пришла Российская армия и продемонстрировала, что она вместе с нами, показала силу нашего государства. В-третьих, проявилась взаимопомощь россиян. Только в прошлом году мы освоили сто миллионов рублей на восстановление разрушенного войной. Вся страна, каждый регион пожертвовал, кто больше, кто меньше. И нам всем стало ясно что залечивать раны в составе России легче, чем, если бы мы были сами по себе».
Единство народов Дагестана в составе Российской Федерации – вот идея, которой нужно придерживаться и передавать следующим поколениям. Отрезанной от дерева ветке несдобровать: она обречена на увядание.
Расул Гамзатов сказал: «Мы добровольно в состав России не входили и добровольно из неё не выйдем». И мы, дагестанцы, полностью согласны со своим славным земляком.
Глава 2
Дружба народов в произведениях
поэтов и писателей Дагестана.
Единство народов Дагестана имеет свою родственную основу, восходящую к глубокой древности. По мнению языковедов, археологов, предки народов Дагестана произошли от одного корня, у них был один единый язык. Нынешние языки являются разветвлениями этого языка. Именно это разветвление привело к образованию современных народностей Дагестана. Легенды, древние предания говорят об их единстве.
Во время иноземных нашествий народы Дагестана теснее сплачивались. В 13 – 14 веках Дагестан неоднократно подвергался нашествиям татаро – монгольских полчищ. В 1396 году, покорив и опустошив южный Дагестан, войска Тимура проникли в высокогорные области страны. Против врагов совместно выступили аварцы, даргинцы, кумыки, лакцы. В память об этих событиях осталось много песен, легенд и сказаний, созданных безымянными авторами.
Прекрасен образ лезгинского мальчика – пастушонка, не промолвившего ни слова под зверскими пытками воинов Тимура. Прекрасна и девушка – воительница Парту Патима, подвиги которой воспеваются в одноимённой исторической песне. Великий патриотизм горцев, их стойкость, мужество, понимание того, что их сила в единстве, ярко отражены в героической песне «Сражение с Надир-шахом». Стотысячная армия Надир-шаха вторглась осенью 1742 году в Аварию. Мы читаем в песне:
Люди Андалала так обратились к племенам соседним, братьям их верным:
«Эй, вы, гидатлинцы, и вы, какрихинцы,
Эй, вы, телетлинцы, и вы, келинцы!
Поспешите, братья, прийти на помощь».
Они не успели обнажить сабли,
А уже другие наотмашь.
Эти не успели подвязать сёдла
А уже другие на конях скачут.
Объединёнными силами всех народов Дагестана в местечке Цихиб Надир-шах был разбит наголову.
Да, в этом замечательном высокогорном крае во все времена умели ценить дружбу, здесь всегда отличались гостеприимством, радушием, доброжелательностью. В стихотворении «Наш древний обычай» кумыкский поэт Анвар Аджиев приветствует эти качества в своих земляках и очень рад тому, что у него самого несчётное количество друзей:
Наш древний обычай — друзей почитать,
Любовью встречать и почётом.
Однажды друзей я решил посчитать.
И счастлив, что сбился со счёта.
На собственном опыте знает Анвар Аджиев, что только дружба с другими людьми – с коллективом, обществом, человечеством делают человека человеком. Для людей основным законом должен быть закон единения, а не разобщения:
Моря создаются из тысячи рек,
Из слов получаются песни.
А каждый из нас лишь тогда человек,
Когда с человечеством вместе.
Дружбу, человечное отношение друг к другу людей, представителей разных наций, показал в своём романе «Сердце, оставленное в горах» лезгинский писатель Кияс Меджидов. В его произведении перед нами предстаёт образ доброго, великодушного и самоотверженного русского интеллигента.
Замечательный русский врач Антон Никифорович Ефимов работал в 1895 – 1919 годах в Самурском округе. Порядочность и честность этого человека, высокий профессионализм, бескорыстие и простота в общении способствует тому, что у него появляется много друзей среди лезгинского народа.
В настоящее время в селе Ахты Ахтынского района есть больница, названная именем этого прекрасного человека.
Тема дружбы и братства народов занимает большое место и в творчестве талантливого лезгинского поэта Алирзы Саидова. Так в стихотворении «Цветы Аварии» поэт вдохновенно пишет об аварском народе:
Здравствуй, Авария!
Я к окошку машины приник.
Здравствуй, Авария!
Сыновей Сулеймана прими.
С ласковым ветром
От Самура сегодня несу
Песни – приветы
Светлой реченьке Кара – койсу.
Во многих своих стихах А. Саидов воспевает традиционное дагестанское гостеприимство. Лирический герой поэта также щедр, как и его гостеприимный горный край:
Приезжайте, друзья! Я на реки накинул мосты
Приезжайте, друзья! Пусть орлы вас поддержат на скалах.
Приезжайте, друзья ! Я поставлю котлы на костры,
Чтобы в них клокотало веселье хинкала.
Пишет А. Саидов и о дружбе русского и дагестанского народа, благодаря которой уроженцам Страны гор открылся доступ к богатствам всей общечеловеческой культуры. Утверждение этой дружбы, призыв беречь и крепить это святое для поэта чувство звучит в стихотворении «Дружба»:
Куда вы мчитесь, реки, и о чём
Поёте вы, срываясь вниз с нагорий?
– Когда в одну мы сторону течём,
Не реки мы, а вспененное море.
Зачем, цветы прохладой налиты,
Друг к другу льнёте, вы росу колебля
– Когда мы вместе – разве мы цветы?
Мы дружба, сошедшая на землю!
Зачем дома друг к другу искони
Вы жмётесь, словно по сердцу вам это?
– Когда включаем разом мы огни
Мы не дома, а город, полный света!
Я думаю, в этом стихотворении поэта заключена великая мудрость и глубокий смысл.
Добра, многогранна и талантлива поэзия известной дагестанской поэтессы Фазу Алиевой. Невозможно без волнения читать её поэмы, посвящённые солдатскому подвигу, бесстрашию людей, отдавших свои жизни за свободу и независимость нашей Родины. Очень дорога поэтессе тема материнства, пишет она и о долге человека перед другими людьми, о человеческом достоинстве и о судьбах дагестанских женщин, о зверствах фашистов во время Великой Отечественной войны, и о многом другом. И среди этого множества почётное место отведено теме дружбы, гостеприимства. Гостеприимство, по мнению поэтессы,- это качество, благодаря которой продлевается человеческая жизнь:
У нас в горах с далёких лет известен
Прекрасный способ возраст сохранить:
Мы не относим к возрасту те дни,
Которые прошли с гостями вместе.
Поэтому, мой добрый гость, за вас,
За Вашу щедрость я сегодня пью.
Побыв со мной, – на миг или на час
Вы так легко продлите жизнь мою.
«Дома без гостей» она желает только врагу. «Дом без гостей – он пуст, безмолвен. Нищий».
Поэтесса считает, что настоящая дружба – это самый ценный клад, что такая дружба имеет несокрушимую силу и мощь:
Я пью за дружбу, что зовётся дружбой прочной.
Свяжите ниткой лапки воробью,
Она улетит, порвав ту нитку в клочья,
А, если нитки все соединить в единую, то можно поручиться
Ни лев, ни тигр, ни львица, ни тигрица
Не смогут разорвать такую нить.
На самый высокий пьедестал почёта ставит поэтесса единство народа: оно одолеет любые болезни, любое самое страшное горе, сметёт все преграды:
Упавшие на землю в непогоду,
Как одиноко яблоко гниёт!
От речки оторвавшуюся воду
Иссушит солнце в несколько минут.
А для единства не страшны болезни,
И тяжесть бед, и долгий груз веков.
Острей единства нет на свете лезвий
Ни саблей, ни кинжалов, ни клинков.
Оно взрывает горные породы,
Успех несёт в работе и в бою.
В единстве – сила каждого народа
Равняйте на него судьбу свою.
Раз речь идет о теме дружбы, я думаю, надо особо остановиться на творчестве великого дагестанского поэта Расула Гамзатова.
Поэзия Расула Гамзатова… Чарующая, неисчерпаемая! Она согревает нам душу, она не перестает нас удивлять. Чем глубже мы изучаем его творчество, тем больше открываем в ней для себя новое, учимся любить родину, презирать подлость, ценить благородство и красоту, любовь и дружбу. Эпиграфом ко всему творчеству поэта можно взять строки, так просто и понятно выражающие его отношение к человеку вообще:
В дни цветения, в дни листопада
В мире, склонном к надеждам благим,
Мне отдельного счастья не надо
Недоступного людям другим.
Гениальный поэт Расул Гамзатов — певец дружбы и братства народов. Тема дружбы, гостеприимства, чувства локтя буквально пронизывает все творчество поэта:
Если ты кунак, то мой порог
Ждет тебя, сдувая облака.
Если ты от жажды изнемог,
То моя река – твоя река.
Если даже на дворе черно,
Встречу сам, подай лишь только знак.
Вот мой хлеб, вот розы, вот вино.
Все, чем я богат,- твое, кунак.
Есть у поэта стихотворение «Берегите друзей», в котором он призывает беречь друзей, не рубить с плеча, не делать поспешных выводов:
Знай, мой друг вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши,
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
В Дагестане всегда высоко ценили честь, достоинство, благородство. Здесь всегда рады гостю, с уважением относятся к своему и к чужому языку, традициям и обычаям. Поэт очень суров к тем, кто попирает эти понятия. Как кодекс чести, которого должны соблюдать люди, звучит его стихотворение «Проклятие»:
Проклятие тем, кто и понятия
Иметь о чести не привык.
Проклятие, мое проклятие
Унизившим родной язык.
Тому проклятие, в ком прозренья
Не знала совесть на веку,
Пусть примет тот мое призренье,
Кто дверь не отпер кунаку.
Мне все народы очень нравятся,
И трижды будет проклят тот,
Кто вздумает, кто попытается
Чернить какой-нибудь народ.
Дагестан по своей сути — уникальный край. Мы чувствуем себя россиянами, частью единой многонациональной российской культуры, и в то же время мы, дагестанцы, — представители той или иной народности, района, села. Мы очень любим Россию, свою большую Родину, и в то же время нам очень дорого все, что связано с нашей малой Родиной — Дагестаном. Дагестан – наша колыбель, наша радость и гордость. Р. Гамзатов очень ясно выражает эту мысль:
Где я только не был, но всегда
В устье Сены, или в бухте Нила,
Наша дагестанская звезда
Среди тысяч с неба мне светила.
И хоть знал я, что она мала,
С нею шел я, с ней стремился к свету
Та звезда, какой бы ни была,
Без нее мне в мире света нету.
Дагестан для Расула — святая святых. Он никому не даст его в обиду. В отрыве от него жизнь для поэта теряет смысл: «Дагестан – ты мать для меня. Можно обидеть меня любым обидным словом — все стерплю, но не трогайте моего Дагестана.
Дагестан — моя любовь и клятва, моя мольба и молитва. Ты один — главная тема всех моих книг, всей моей жизни».
Более теплого, более искреннего, более сердечного признания в любви, наверное, трудно найти. Я бы сказала, великий Расул любит свою Страну гор великой, святой любовью.
И в то же время он признается в любви России. Поэт не мыслит ни своего благополучия, ни благополучия Дагестана без России. По его мнению, и он сам, и его Малая родина связаны с Россией тысячами неразрывных нитей. Он не может выбрать между Дагестаном и Россией. Они оба поэту одинаково важны, одинаково значимы, одинаково дороги: «Две матери у моего народа, у моей маленькой страны, у каждой из моих книг. Первая мать – родной Дагестан. Здесь я родился, здесь я впервые услышал родную речь, научился ей. И она вошла в мою плоть и кровь.
Моя вторая мать — Россия. Моя вторая мать — Москва. Воспитала, окрылила, вывела на широкий путь, показала неоглядные просторы, показала весь мир.
Перед обеими матерями я в неоплатном долгу».
Дружба народов Дагестана с великим русским народом особенно ярко проявилась в борьбе с немецкими захватчиками. У Расула Гамзатова есть произведения о войне, о солдатском долге и подвиге. Одно из них — поэма «Солдаты России». Она основана на фактическом материале. Это поэма о нашей нерасторжимой дружбе с русским народом. Она рассказывает о героическом подвиге восьмерых танкистов, погибших в неравном бою с фашистскими солдатами. Был среди них и наш земляк Магомед-Загид Абдулманапов.
«Мы видим, что ты не русский. Мы сохраним тебе жизнь. Только скажи нам, кто послал вас в разведку, и где расположена ваша часть», — сказали ему фашисты.
Но в душе твоей заныла рана
Всех ран острей, товарищ мой,
Когда тебе, джигиту Дагестана,
Сказали, будто русским ты чужой!
Ты поднял черные свои ресницы,-
Нет, не слеза блеснула, а гроза!
Сначала плюнул ты врагам в глаза,
Потом сказал, гордый, смуглолицый:
«Я — русский, я — советский человек.
С убитыми сроднился я навек.
Мы – братья, дети мы одной страны,
Солдаты родины, ее сыны».
Присоединение Дагестана к России сыграла важную роль в дальнейшей судьбе Страны гор. Россия явилась гарантом безопасности и сохранения целостности Дагестана:
Сколько бы в аулы бедствий
Чужеземцы принесли,
Если б с нами по соседству
Русской не было земли.
Красоту русского языка поэту открыла русская женщина Вера Васильевна, благодарность которой он пронес через всю свою жизнь:
Первый русский урок позабыть я могу ли?
День погожий в сиянье сквозной синевы.
Друг наш, Вера Васильевна, в горном ауле
Двадцать лет прожила ты – посланец Москвы.
В девяностые годы поэт призывал к миру и единству. Он выступал против таких лозунгов как суверенитет, ибо считал их оружием в руках нечестивцев. Только в единстве народов поэт видел будущее родного Дагестана и России. Гамзатов внес неоценимый вклад и в благородное дело укрепления дружбы и взаимопонимания между народами разных республик Советского Союза. Неподдельная любовь и уважение звучат в многочисленных произведениях, посвященных Грузии, Армении, Азербайджану:
Баку, Баку, поклон тебе мой низкий.
Тебе я руку жму, как брату брат.
Все громче говор волн каспийских-
Они о нашем братстве говорят.
Интернациональные мотивы творчества Гамзатова обрели планетарный характер. Поэт с любовью пишет о смехе и шуме всемирного фестиваля молодежи из студентов.
Писал поэт о старике из Стамбула, похожем на его отца, о женщине из Капри, похожей на мать. На чужбине он постоянно был охвачен мыслями о родине, а, оказавшись дома, думал о судьбах и борьбе других народов мира. Поэт как будто вобрал в себя боль и тревоги всего мира и собственного народа, как прошлого, так и настоящего:
Поэт обходить не научен беду,
А радости сами проносятся мимо,
И я – Ленинград в сорок первом году,
И я — в сорок пятом году Хиросима.
Еврея — в Треблинке сжигают меня
Я в Лидице – чех,
Я француз в Орадуре,
Где б ни был пожар,
Не уйти от огня, где гром не гремел бы,
Я гибну от бури.
Поэты и моего малого рутульского народа не обошли вниманием тему дружбы народов. Темы этой коснулись и Нурахмед Рамазанов, творивший еще в первые годы советской власти, и Шафи Ибрагимов — современный поэт, из-под пера которого родились и рождаются по-настоящему талантливые стихи, и Бийзат Рамазанова-начинающая рутульская поэтесса и др.
Кьухьды урус халкьдикла дишир ес шуба1,
Гьабишихьван бала хыл хыле выр е,
ДАССР уфтанды дур гъад
Дагъыстан, гьай гьа1зиз.
Мы стали друзьми с великим русским народом
И идем по жизни рука об руку с ним.
У тебя очень красивое название,
Мой Дагестан
Нурахмед Рамазанов «Дагъыстан» (Дагестан).
Эккед са хизан дишийме,
Ц1ухьур дух ад нин дишийме,
Душманас ул гидишийме,
Ватан, вада шиви гьыъыд,
Ватан, вада шиви гьыъыд?
Ведь ты была большой дружной семьей,
Ведь ты была матерью пятнадцати сыновей,
Ведь весь мир считался с тобой,
Что же случилось, Родина,
Что же случилось?
Ш. Ибрагимов «Ватан, вада шиви гьыъыд» («Родина, что же с тобой случилось?» — поэт переживает по поводу развала Советского Союза).
Ха1р миллет ара хана, шуба1 дишир,
Ватан джандыла ки лаъ хъуна вишир
Мырад виъий душмана гъалиб дишин.
Все народы, объединившись как братья,
На защиту Родины стали, презрев смерть,
В братские могилы зарыты герои,
Общей мечтой стало – победить врага.
Бийзат Рамазанова «Мырад виъий душмана гъалиб дишин» (Речь идет о сплоченности и единстве народов России во время ВОВ).
Эти писатели, поэты жили тревогами, заботами, сомнениями, радостью и болью дагестанского народа.
Своей тонкой душой и животрепещущим сердцем понимая, что дружба между народами — это тот мост, который выведет народ на правильный путь, откроет дорогу к успеху, убережет от многих бед и невзгод, от ошибок и разочарований, эти писатели и поэты воспевали в своих произведениях традиционное дагестанское гостеприимство, взаимоуважение и дружбу между разными народами Страны гор. Они так же взволнованно, горячо, искренне воспевали дружбу дагестанских народов с великим русским народом, призывали к этой дружбе, видя в России гаранта безопасности Дагестана, сохранения его целостности. Они видели, что Россия — та путеводная звезда, которая выведет Дагестан на широкий путь развития, а песня Р. Гамзатова, рожденная на плоской крыше отцовского дома, сперва облетела район, потом Дагестан, потом всю нашу большую страну, и выйдя за ее пределы, начала свое шествие по всей планете. Когда мы произносим Расул Гамзатов, то ясно себе представляем могучую поэтическую державу, в которой во весь голос звучат слова Родина, мир, дружба, сказанные сильно, проникновенно, значимо.
Творчество дагестанских писателей и поэтов внесло и продолжает вносить неоценимый вклад в дело укрепления мира и дружбы между народами.
И в заключение хочу еще раз вернуться к стихам гениального поэта Расула Гамзатова, поэта, чье творчество не знает границ и язык — барьеров:
Нового, сверхмощного оружья
Не изобретайте для людей.
Стародавнее оружье — дружба
Вложено в ножны души моей.
Нам отцы и деды завещали
Золото оружья своего,
Чтобы мы сломать его не дали,
Чтоб не дали затупить его.
Хотелось бы, чтобы все люди на прекрасной планете Земля жили в мире и согласии, чтобы не было никаких распрей между ними, чтобы не лились слезы матерей, чтобы дети всегда смеялись, трава шелестела, птицы пели.
«Как прекрасна земля и человек на ней», — сказал Сергей Есенин.
Такие замечательные, дивные слова…
Гюлебатун Тагирова,
Заслуженный Учитель РД