Совершенствование системы образования района в целях повышения качества обученности учащихся ДОКЛАД начальника муниципального казенного учреждения «Районное управление образования МР «Рутульский район» Ахмедбекова Фермана Амруллаховича на августовском совещании работников образования

Уважаемые коллеги!
Приближается один из самых значимых дней в году — праздник, с которого начиналась и начинается для каждого следующего поколения дорога в Мир Знаний. Ежегодно 1 сентября тысячи детей переступают порог школы, где их встречаете вы — опытные педагоги, добрые наставники, заботливые учителя.
И сегодня, в преддверии этого праздника, мы проводим нашу августовскую конференцию — особую педагогическую традицию, которая согрета теплом последних летних дней и любовью к профессии, на которой, традиционно, мы подведём итоги прошедшего учебного года и определим приоритетные задачи на следующий год.
Пусть он подарит вам радость творчества, способных, талантливых учеников, личного счастья, достойной жизни и исполнения всех ваших надежд!
Система образования МО «Рутульский район» в 2015-2016 учебном году представляла 32 общеобразовательные школы: из них 23 — средние (полные) общеобразовательные школы, 2 — основные общеобразовательные школы и 7 — начальные общеобразовательные школы с общим охватом 1990 детей. Дополнительное образование представляло 7 учреждений: Дом детского творчества, Центр эстетического воспитания детей, Музыкальная школа, Школа искусств им. Гусейнова и Детско-юношеская спортивная школа.
В 2015-2016 учебном году в районе функционировали пять дошкольных образовательных учреждений: д/с «Настенка» в сел. Мишлеш, д/с «Орленок» в сел. Ихрек, д/с «Улыбка» и «Радость» в сел.Рутул и д/с «Солнышко» в сел. Хлют с общим охватом 260 детей.
Ключевой задачей развития общества является формирование человеческого потенциала и, как следствие, новых экономических, социальных и духовных отношений. Все это должно обеспечить один из важнейших социальных институтов, который называется — система образования.
Деятельность муниципальной системы образования была направлена на достижение целей и решение отраслевых задач, определяемых федеральной и региональной политикой в сфере образования, общей стратегией социально-экономического развития государства, региона и района как основ стратегического проектирования развития системы образования на среднесрочную перспективу и дальнейший период.
Задачи, стоявшие перед системой образования в плановом периоде, решались в соответствии с заданными показателями и имеющимися ресурсами, с учетом модернизации законодательной базы в сфере образования, стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и реализации комплексного проекта «Модернизация региональной системы общего образования Республики Дагестан».
Федеральный Закон «Об образовании в РФ» предусматривает нормы, которые непосредственно затрагивают интересы всех жителей России, определяет нормы всех, кто участвует в образовательном процессе.
Перед системой образования Дагестана стоит задача найти наиболее оптимальные пути внедрения нового закона, разработки нормативно-правовой базы, выполнения установленных им норм, формирование понимания сущности нововведений. В этом процессе необходимо участие родителей, педагогов, руководителей ОУ и представителей бизнес сообщества. Одной из основных пунктов ФЗ является полностью переработанная статья «ФГОС»
ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО) в РД и в районе введен в штатном режиме в 1, 2, 3, 4 и в 5 классах, а с 1 сентября 2016 года -и в 6 классах.
Все учащиеся 1-5 классов были обеспечены бесплатными комплектами учебников по ФГОС, что стало существенной поддержкой для родителей, учитывая значительную долю детей из малообеспеченных семей. Министр образования и науки Шахов Ш.К. на августовской конференции затронул тему обеспечения учебниками учащихся школ республики. «Как и в прошлые годы, республика берет на себя обязательства по обеспечению учебниками учащихся 1-5 классов, а в этом году и учащихся 6-х классов, то есть тех детей, которые перешли на обучение по ФГОС.
Доработанный с учетом широкого общественного обсуждения закон предусматривает серьезные изменения в правовом регулировании отношений в сфере образовательной деятельности. Первоочередное значение в этой связи приобретает задача определения ключевых векторов развития муниципальной системы образования, образовательных учреждений района в условиях качественно нового правового поля образовательной деятельности. Таковыми векторами нормотворческого процесса на региональном и муниципальном уровнях должны стать:
— создание правовых условий для развития системы образования, нормативное закрепление тех инноваций в системе образования, которые были запущены ранее;
— создание правовых гарантий для согласования интересов участников образовательных отношений;
— определение правореализационных механизмов исполнения установленных полномочий в сфере образования.
Новый Закон «Об образовании» открывает новые возможности для сельских школ:
— появляется и расширяется возможность дистанционного и семейного образования;
— инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями;
— социальные гарантии сельскому учителю;
появляется возможность выявления одаренных и талантливых детей в сельской местности;
— полное обеспечение учеников бесплатными учебниками.
Главное — средняя заработная плата учителя, которая теперь в соответствии с Законом не может быть ниже средней заработной платы в экономике соответствующего региона. Хотел бы обратить внимание, что реализация нового Федерального закона должна стать делом каждого.
Используя потенциал общественного участия в управлении образованием (Совет школы, родительский комитет, совет обучающихся), нам предстоит заново осмыслить практические задачи модернизации образования в контексте предусматриваемых законом комплекса правовых новшеств. Проектируемые сегодня перспективные программы развития образовательных учреждений различного уровня должны выстраиваться с учетом фактора предстоящих изменений в законодательной базе и тех дополнительных возможностей, которые они дают для совершенствования образования.
Претерпели изменения правовые нормы, регулирующие образовательные отношения. Введено новое понятие «организации, осуществляющие образовательную деятельность». Одной из значительных новаций законопроекта стало изменение типологии образовательных организаций.
Одним из приоритетных направлений развития системы образования является существенное расширение доступности и обеспечение современного качества дошкольного образования.
В новом законе дошкольное образование вводится в систему общего образования в качестве самостоятельного.
Вместе с тем расширение сети дошкольного образования — это только частичное решение проблемы. Для того чтобы дети получали полноценное дошкольное образование, требуется обеспечение надлежащих условий функционирования дошкольных учреждений: ремонт зданий, оснащение оборудованием и учебными пособиями.
В целях обеспечения качества предоставляемых услуг дошкольного образования должна быть организована работа по переходу дошкольных образовательных учреждений к реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, должны развиваться инновационные процессы в системе дошкольного образования, в том числе через систему конкурсов, внедрение новых практик работы.
Однако нерешенной остается проблема информатизации дошкольных учреждений. В детских садах не имеются компьютеры, нет подключения к сети Интернет, нельзя наладить работу электронной почты, из-за отсутствия надлежащих технических условий, не представляется возможным, что тормозит оперативность в обмене информацией и не дает возможности работникам ДОУ работать в сетевых сообществах.
В новом Законе устанавливается необходимость организации питания обучающихся и охрана их здоровья. Обеспечение школьников района полноценным, сбалансированным и качественным питанием является одним из важнейших направлений.
Финансовое обеспечение мероприятий по организации школьного питания в настоящее время осуществляется за счет средств бюджета регионально и муниципального уровней. Во всех школах питаются все дети 1 по 4 класс. Основными задачами в сфере организации горячего питания являются:
1. Создание условий для организации питания обучающихся качественным горячим питанием.
2. Формирование основ здорового образа жизни и основ питания.
Важнейшей составляющей эффективности муниципальной системы образования является высокий уровень развития информационных и коммуникационных технологий. Заключен контракт с ООО «Сумма-Телеком», согласно которому все школы района будут обеспечены качественным доступом к сети Интернет.
13 школ сидят в реестре ветхих и аварийных школ в Министерстве образования и науки. Требуется строительство новых зданий школ, соответствующих современным требованиям для осуществления деятельности по нормальному ведению учебно-воспитательного процесса.
Педагоги района принимали участие в олимпиаде среди учителей русского языка, биологии, информатики, английского языка, химии.
Организованно провели муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников.
Однако слабо ведется работа по выявлению и поддержке одаренных детей, развитию их творческих способностей.
Хочу отметить, что многие школы района слабо участвуют в проводимых конкурсах: «Учитель года», «Каков ты, будущий учитель», «Лучший учитель родного языка», «Лидер в организации», «Мастер года», «Лучший по профессии», «Лучшие ОУ, внедряющие инновационные образовательные программы», «Лучшая школа», «Детский сад года», «Сердце отдаю детям», «самый классный-классный», «Воспитатель человека», «Талант живет в сердце каждого человека», «Люблю тебя, мой край родной» и т.д.
В связи с вступлением в силу Ф3-83 директора часто отсутствуют в ОУ, ослаб контроль, а заместители директоров несерьезно относятся к своим функциональным обязанностям.
Работа ОУ по воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма, гражданственности, пропаганды здорового образа жизни, любви к родному краю, знанию традиций и многое другое проходит совместно с учреждениями дополнительного образования детей.
Противодействие экстремизму и терроризму является приоритетной задачей, стоящей перед государством и обществом, решение многих аспектов этой задачи находится в сфере компетенции системы образования. Формы воспитательной работы с учащимися по профилактике экстремизма и терроризма включают в себя встречи, уроки-диспуты, беседы, классные часы с использованием материалов из газет, фотографий с последствиями действий террористов, что позволяет сформировать у школьников представление о порочности экстремизма как способа решения политических задач, о несостоятельности терроризма как средства достижения политических и идеологических целей. И эта работа идет совместно с отделом полиции, комитетом администрации по молодежной политике и спорту. Соответствующие сегменты, включенные в учебный процесс и систему внешкольной и внеклассной работы, способствуют выработке у школьников иммунитета к попыткам экстремистских кругов влиять на сознание, психологической устойчивости перед угрозами терактов, предупреждению развития элементов экстремистских воззрений.
Существенную роль в интеллектуальном, физическом, эстетическом развитии детей играет система дополнительного образования района.
В районе остро стоит проблема строительства спортивных сооружений. Дети занимаются в ДЮСШ, участвуют во многих спортивных мероприятиях республиканского и межрайонного масштаба.
Единственным субъектом РФ является Дагестан, где принят «Закон об ответственности родителей за воспитание и обучение детей». Все условия для проведения учебного процесса в РФ созданы, образование должно согласоваться с воспитанием.