ПОВЫШЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА

Сейчас россияне активно обсуждают тему о повышении пенсионного возраста. В частности, предстоящее нововведение тревожит тех людей, которым до выхода на пенсию осталось буквально пару лет. Посему граждан интересуют два вопроса: «Когда эти изменения вступят в силу?» и «До какого возраста увеличат пенсионную планку?».
Разъяснения по этим вопросам нашей газете дал руководитель группы отдела назначений перерасчета пенсий ГУ ОПФР по РД в Рутульском районе Темур Джумаевич Джумаев.

— Информация об отдельных положениях Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» такова:
— Федеральный закон от 23 мая 2016 года № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» (далее — Федеральный закон № 143-ФЗ) предусматривает изменение условий (в части повышения пенсионного возраста) назначения страховой пенсии по старости и установления дополнительной к страховой пенсии выплате — пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к пенсии) лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее — государственные служащие), в том числе путем внесения изменений в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Федеральный закон № 400-ФЗ).
Так, статья 8 Федерального закона № 400-ФЗ дополнена новой частью 1, предусматривающей поэтапное увеличение пенсионного возраста, дающего право на назначение и выплату страховой пенсии по старости ежегодно на 6 месяцев до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин (а досрочно назначаемых пенсий: на 5 лет для мужчин и на 8 лет для женщин позднее приобретения права на страховую пенсию в соответствии со статьями 30 — 33 Федерального закона № 400-ФЗ) согласно Приложению 5 к указанному Федеральному закону. Например, в случае приобретения права на страховую пенсию в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 — 33 Федерального закона № 400-ФЗ в 2017 году указанная пенсия лицам из числа государственных служащих может быть назначена не ранее, чем через 6 месяцев после приобретения такого права, в 2018 году — не ранее, чем через 1 год, в 2019 году — не ранее чем через 1 год и 6 месяцев и т.д.
Лица, претендующие на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктами 1-10, 34, 15,17 и 18 части 1 статьи 30, статьями 32 и 33 Федерального закона № 400-ФЗ и приобретшие право на досрочную пенсию, могут реализовать право на назначение досрочной пенсии с учетом достижения возраста согласно Приложению 5. В таком же порядке рассматриваются вопросы назначения пенсии по достижении установленного возраста по пунктам 16 и 21 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Для лиц, у которых реализация права на досрочное пенсионное обеспечение осуществляется независимо от возраста в соответствии с пунктами 11,12, 13, 16, 19, 20 и 21 части 1 статьи 30 и со статьей 31 Федерального закона № 400-ФЗ, право на назначение досрочной пенсии определяется согласно Приложению 5 с учетом даты соответствующего года, на которую гражданин приобрел право на досрочную пенсию, т.е. имеет требуемые стаж на соответствующих видах работ и величину ИПК.
Зафиксируем следующие основные моменты производимых изменений, направленных на регулирование вопроса пенсионного возраста.
— в пенсионном законодательстве Российской Федерации теперь, наряду с обычным и пониженным пенсионным возрастом для назначения страховой пенсии по старости, будет действовать повышенный пенсионный возраст;
— пенсионный возраст повышается постепенно, достаточно мягко, что необходимо для адаптации граждан к изменениям условий пенсионного обеспечения;
— дифференциация повышенного пенсионного возраста в зависимости от пола застрахованного лица сохраняется, женщины-госслужащие на пенсию могут уйти раньше, чем мужчины, но всего на 2 года, а не на 5 лет как это предусмотрено в обычной ситуации;
— переходный период заканчивается для мужчин к 2026 г., а для женщин — к 2032 г., что вызвано различным количеством лет, на которое увеличивается пенсионный возраст для мужчин и женщин;
— повышение пенсионного возраста распространяется и на лиц, которые имеют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. К примеру, госслужащему — мужчине, который выполнил необходимые условия для назначения досрочной страховой пенсии в связи с работой на Крайнем Севере, эта пенсия по окончании переходного периода будет назначаться в 60 лет, а не в 55 лет как это предусматривается для иных мужчин подпунктом 6 част 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ;
— увеличение пенсионного возраста на соответствующее количество месяцев зависит от года, в котором гражданин приобретает право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30-33 Федерального закона № 400-ФЗ.
Также принципиально важно, что изложенные выше правила повышения пенсионного возраста распространяются только, скажем так, на действующих госслужащих. В случае прекращения работы в качестве государственного служащего страховая пенсия назначается заинтересованным лицам без применения новой части 1, статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ.
В случае обращения лица из числа государственных служащих за назначением страховой пенсии по старости впервые (в том числе досрочно) позднее предусмотренного для данной категории лиц возникновения права на указанную пенсию применяется коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера указанной пенсии, который определяется исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Лицу из числа государственных служащих, получающему страховую пенсию по инвалидности, при наличии 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 (с учетом переходных положений, установленных статьей 35 Федерального закона № 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается по достижении возраста, предусмотренного частью 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ, без истребования от него заявления о назначении страховой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
При этом размер страховой пенсии по старости государственных служащих из числа указанных лиц и лиц, являвшихся получателем страховой пенсии по инвалидности в общей сложности не менее 10 лет, не может быть менее размера страховой пенсии по инвалидности, который был установлен данному лицу по состоянию на день, с которого им была прекращена выплата указанной страховой пенсии по инвалидности.
Следует отметить, что Федеральным законом №143-ФЗ также уточнено положение пункта 4 части 1 статьи 25 Федерального закона № 400-ФЗ, а именно, определено, что выплата страховой пенсии пенсионеру — иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае непредставления им вида на жительство прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек шестимесячный срок, предусмотренный пунктом 4 части 1 статьи 24 Федерального закона № 400-ФЗ.
Изменения, вносимые Федеральным законом № 143-ФЗ в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (далее — Федеральный закон № 424-ФЗ), касаются определения ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии лицам из числа государственных служащих.
Так, статья 17 Федерального закона № 424-ФЗ дополнена новой частью 3, предусматривающей, что лицам из числа государственных служащих размер накопительной пенсии определяется исходя из установленного в соответствии с частями 1 и 2 указанной статьи ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, который уменьшается на количество полных месяцев, имевших место в период со дня достижения указанными лицами возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе назначаемую досрочно) в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 и 32 Федерального закона № 400-ФЗ, до дня достижения возраста, установленного в соответствии с частью 1 статьи 8 указанного Федерального закона
В случае назначения накопительной пенсии позднее возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ, ожидаемый период выплаты накопительной пенсии сокращается на 12 месяцев за каждый полный год, истекший со дня приобретения права на назначение указанной пенсии.
При этом ожидаемый период выплаты накопительной пенсии не может составлять менее 168 месяцев.
Изменения, вносимые Федеральным законом 143-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2017 года.