В тот день отделение «Лучек» Службы в п. Ахты Пограничного управления ФСБ России по Республике Дагестан принимало гостей. Самыми главными были школьники — члены клубов Юный друг пограничника из двух близлежащих сёл. Ожидали главу администрации Рутульского района Магомеда Магаррамова. Повод для сбора был торжественный – руководство Службы в селе Ахты приняло решение вручить школьникам знаки «Юный друг пограничника». Время до начала мероприятия ещё оставалось, поэтому офицеры отделения устроили между школьниками соревнования — кто быстрее разберёт автомат Калашникова. Тут и объявился явный и недосягаемый лидер. Исмаил сделал это за 5 секунд. Пять секунд — и автомат разложен на столе.
Наконец, все гости в сборе. Поверить на слово, что подросток может так быстро справиться с оружием, никто из гостей не согласился, и смущающийся Исмаил вновь встал на исходную. Щёлчок секундомера и понеслось. Клац! Стук! Бряк! Бац! Ба-бах! Это крышка ствольная коробка упала со стола. Снова секундомер. Пять секунд! Бурные аплодисменты!
Для школьников визит в пограничное отделение всегда интересен и познавателен. Есть возможность увидеть всё собственными глазами и потрогать руками. Учителям это тоже помощь. Пограничники хоть и не педагоги, и не знатоки детской психологии, но некоторые вещи могут объяснить более доходчиво. Причём, на собственном примере. Многие уроженцы Дагестана служат в пограничных органах, и служат успешно. Поэтому учителя и говорят пограничникам: «Спасибо, что находите для нас время».
Заместитель начальника Службы в селе Ахты Анатолий Хвощенко и начальник отделения «Лучек» Михаил Синютин в присутствии главы администрации района вручили всем ребятам знаки. По форме они напоминают нагрудный знак «Отличный пограничник». Кто помнит, такими награждали рядовой, сержантский и старшинский состав во второй половине ХХ века. Надо сказать, знак «ЮДП» получился очень достойный, с отличной проработкой деталей и винтовым креплением. Думаю, для ребят он будет предметом гордости. Заместитель начальника Службы отметил, что работе с подрастающим поколением и впредь будет уделяться большое внимание. Регулярно будут проводиться занятия и соревнования между клубами из приграничных районов на участке ответственности.
Первая встреча
Главой администрации Рутульского района Магомед Магаррамов стал в 2014 году, а начальник отделения Михаил Синютин назначен на должность незадолго до описываемых событий. Так что пограничник и чиновник встретились впервые. Есть повод обсудить хотя бы общие вопросы, не вдаваясь в частности.
Несмотря на то, что отделение находится в стороне от села Лучек, контакты с местными жителями постоянны. Поэтому взаимоотношения – добрососедские. В основном. Как сказал Магомед Джабраилович, «лёгкие недопонимания» есть. Ну а как без них? Жизнь есть жизнь, тем более что на участке отделения выставляется пост пограничного контроля. Вполне закономерно, что большинство «лёгких недопониманий» случается именно здесь. В связи с этим глава администрации Рутульского района обратился к начальнику отделения с просьбой быть дружелюбнее к местному населению, ведь местные жители – это первые помощники пограничников. При этом он отметил, что в последнее время связи пограничников с местными жителями и администрациями стали более тесными – «ведётся живая работа, живое общение».
Ещё он сказал, что во время сходов, которые регулярно проходят то в одном, то в другом горном селении, и на которых поднимаются животрепещущие социально-бытовые вопросы, в том числе и по трудоустройству, ему часто задают вопрос – почему местных не берут на службу?
— Они хотят служить, а их не берут, — рассказывает Магомед Джабраилович. — А почему вас не берут, я у них спрашиваю. Потому что приоритет отдаётся тем, кто имеет хорошее образование. Поэтому, говорю я землякам, учитесь. Если будете отвечать всем требованиям, вас примут. А то, что вас отправят служить в другие регионы – это, я считаю, правильно.
Что ж, в мудрости главе районной администрации не откажешь. Мало хотеть чего-нибудь, к этому надо ещё и стремиться.
Если женщина улыбается, значит, всё хорошо
Комплекс зданий и сооружений заставы «Лучек» проектировался в то время, когда ещё служили военнослужащие по призыву. Но жизнь бежит быстрее, чем мысль проектировщиков. В результате при наличии нового комплекса заставы очень скоро встал вопрос – а где жить семейным? Да ещё с детьми? Лучек – не то село, где можно запросто снять жильё. Такая ситуация была не только в этом отделении.
Но теперь проблема решена. Недалеко от отделения вырос многоквартирный дом для сотрудников. Просторные квартиры, детская площадка во дворе – что ещё нужно, чтобы семья жила вместе?
День был солнечный, и мамы с детишками вышли подышать свежим воздухом. Мадонна с мужем перевелась сюда из Волгограда. У них две дочки. Пока муж и папа на службе, женщины – по хозяйству. Каждый по своему. У девочек дел, естественно, больше, чем у мамы, поэтому разговаривать с незнакомцами им некогда. А вот Мадонна, наоборот, охотно рассказала, как себя здесь чувствует. Если коротко, то её устраивает всё – и климат, и условия жизни. Она по национальности – грузинка. Муж – родом из Дагестана. Познакомились и поженились в Волгограде. Служить приехали в Дагестан. Слушаю такие коротенькие истории встреч и думаю, какая же огромная у нас страна! Всем места хватает. Можно родиться в одном её конце, любимого человека встретить в другом, а нянчить внуков – в третьем. И везде быть счастливым.
Вот что бросилось в глаза – женщины охотно улыбаются. А значит, всё здесь хорошо. Ведь нашу, российскую, женщину не заставишь улыбаться через силу. Её улыбка – это награда. Значит, молодец! Всё правильно сделал! Значит, здесь царят умиротворение и уют.
Правда, это сейчас они улыбаются, а когда сюда ехали вслед за мужьями, многим было не до улыбок.
Оксана с мужем жили в Омской области. Муж – пограничник. Предложили послужить в Дагестане. Подумали. Согласились. Оксана поставила мужу единственное условие – или еду с тобой, или можешь не возвращаться. Куда тут денешься? Пришлось согласиться!
— Очень боялась, — со смехом вспоминает женщина. – Гор никогда не видела. Разве что в Сочи. Но там другое всё. Майор с нами в Ахты ехал. Спрашивает – ну как? Нормально, отвечаю. А у самой слёзы текут! Куда меня занесло? Только приехали, мужа на месяц в командировку отправили. Смотрю в окно — все гуляют. А я дома реву! Потом вспомнила совет, который в Службе дали, – увидела человека, подходи и знакомься. В общем, наревелась вдоволь и пошла знакомиться. И вдруг всё стало нормально! Потом в отпуск домой съездили. Сюда возвращалась уже с радостью. Вот сейчас будем женсовет создавать. Руководство поддерживает. А коллектив у нас хоть и маленький, но дружный. Всё необходимое есть. Главное, чтобы у мужей на службе был порядок, а тыл мы обеспечим!
ППК как индикатор настроений в приграничье
Для Михаила Синютина «Лучек» второе отделение, где он служит. До этого был заместителем в отделении в селе Кара-Кюре. Так что сравнить есть с чем. Два отделения — вроде бы одинаковые, но совершенно разные. Участок на «Лучеке» полегче. Но есть пост пограничного контроля на въезде в пограничную зону.
— Это стабильно напряжённый вид наряда, — прокомментировал начальник отделения.
Ежедневно через него проходит 60-70 человек. В выходные — побольше. Вроде бы немного. Но в большинстве своём это жители сёл, расположенных в пограничной зоне. Многие через ППК проходят по несколько раз в день. Например, жители села Кина в Лучек ездят в магазин, потому что своего нет. И каждый раз на посту пограничного контроля они обязаны предъявлять документ, удостоверяющий личность. Это нервирует людей. Иногда возникают, как тактично выразился начальник отделения, «трения». Логику людей понять нетрудно — они считают, что у себя дома можно и без паспорта походить. К тому же тут все друг друга знают. Но требования закона однозначны — чтобы проехать в погранзону, необходим документ. А раз нет — значит, нарушитель.
Теперь мне стал понятен призыв главы администрации Рутульского района «быть дружелюбнее» к местным жителям. Призыв-то понятен, но как его воплотить в жизнь, не выходя за рамки закона? Хотя куда уж дружелюбней… К немногочисленным нарушителям правил пограничного режима из местных жителей пограничники более чем лояльны. Штрафы — крайняя мера. Большинство отделывается предупреждениями.
Но стоит отметить, в целом ситуация стала намного стабильнее, чем несколько лет назад. Как утверждают офицеры, если и возникают «трения», то вмешивается глава администрации. Время от времени на посту совместно с пограничниками несут службу и сотрудники полиции.
Большую, если не сказать главную, работу в этом направлении ведёт уполномоченный отделения. От его личных качеств, способностей, умения находить общий язык с разными категориями граждан зависит очень многое.
Летом приграничье живёт бурной жизнью. Из равнинных районов Дагестана в эти места привозят на выпас многотысячные отары овец. Позже начнётся сенокос. На всё нужны разрешения. От того, как качественно проведена разъяснительная работа, будет зависеть, насколько спокойной будет служба. Как говорят офицеры, к пограничной зоне здесь уже привыкли, заявления для получения разрешения на ведение хозяйственной деятельности заинтересованные лица написали заранее и вовремя получили.
Традиционно лето в Дагестане — пора свадеб. Со всей России на родину устремятся родственники и друзья молодоженов. Заметно прибавится населения и в приграничье. Приезжие внесут оживление в размеренную жизнь селян. А значит и сотрудников отделения «Лучек» на посту пограничного контроля снова ждут нелегкие трудовые будни.
Александр Дыдынский
Фото автора.