С 23 ноября по 13 декабря состоится новый этап всероссийского образовательного проекта «Урок цифры». Его темой станут «Нейронные сети и коммуникации». Школьники узнают, как работают нейронные сети, как они используются в коммуникациях между людьми и смогут самостоятельно обучить нейросеть.
Новые занятия подготовила Mail.ru Group совместно со школой математики и программирования «Алгоритмика» на основе технологий применяемых в социальных сетях ВКонтакте и Одноклассники. Организаторами проекта выступают Минпросвещения, Минцифры и АНО «Цифровая экономика».
«Урок цифры» — это образовательный проект, который позволяет учащимся получить знания от ведущих технологических компаний и развить навыки и компетенции цифровой экономики. Занятия по программированию на тематических тренажерах проекта «Урок цифры» реализованы в виде увлекательных онлайн-игр для трех возрастных групп — учащихся младшей, средней и старшей школы. На новом «Уроке» школьники познакомятся с технологиями нейросетей: узнают, как их обучают, в каких областях применяются и как именно они используются в социальных сетях.
Урок по нейросетям и коммуникациям состоит из видеолекции, профориентационного теста и онлайн-тренажера. Учащиеся с 1-го по 11-й класс могут пройти уроки дистанционно, а поддержать их в этом смогут как родители, так и учителя. Учащиеся первого—четвертого классов на простых примерах освоят обучение нейросети и попробуют построить алгоритм рекомендации друзей для соцсетей. Ученики средней школы научат нейросеть распознавать лица для примерки масок дополненной реальности, а также научатся подбирать новости по интересам пользователей. А старшеклассники узнают, как нейросети применяются в разработке приложений и смогут пройти все этапы разработки собственного мини-приложения: от анализа и исследования до тестирования и релиза.
Принять участие в «Уроке цифры» могут все желающие с компьютера, смартфона или планшета.
«Последние 10 лет Mail.ru Group развивает 1Т-образование. Мы работаем над тем, чтобы новые и актуальные навыки становились доступными для всех — от школьников до состоявшихся профессионалов в любой точке мира. Нейронные сети применяются во многих отраслях и становятся еще востребованнее с каждым годом, и наш новый «Урок цифры» поможет детям, а также их родителям взглянуть на уже привычные технологии с другой стороны, узнать как они работают изнутри. Мы специально адаптировали этот урок под разные возраста: ведь по-настоящему заинтересовать школьников технологиями можно, только говоря с ними на одном языке», — прокомментировал Борис Добродеев, генеральный директор Mail.ru Group.
«Сегодня цифровые знания занимают одно из важных направлений в школьном образовании. Школьники все чаще пользуются различными интернет-ресурсами и программами, но зачастую не знают, что лежит в их основе и тем более не видят свое собственное применение в этой области Замечательно, что специалисты из ведущих российских ИТ-компаний, таких как Mail.ru Group, через связку педагогических и технологических решений, в игровой форме не только рассказывают о сложных темах как, например нейросети, но и тем самым увлекают школьников в свою сферу, мотивируя их к самоопределению своего профессионального будущего», — отметил министр просвещения РФ Сергеи Кравцов.
Образовательный проект для школьников «Урок цифры» стартовал в декабре 2018 года по инициативе Министерства просвещения РФ. Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и АНО «Цифровая экономика». Задачами проекта являются развитие у школьников цифровых компетенций и ранняя профориентация: уроки помогают детям лучше ориентироваться в мире современных IT профессий. Партнерами проекта в 2020/21 учебном году выступают Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», компании Яндекс, «1С», Maii.ru Group, «Лаборатория Касперского». Технологические партнеры — образовательная платформа «Кодвардс» и международная школа программирования «Алгоритмика». Информационные партнеры «Урока цифры» — VK и Россотрудничество.
В прошлом учебном году «Урок цифры» охватил больше половины российских школьников. За два года дети, родители и учителя обратились к урокам, доступным на сайте проекта, более 30 млн раз. Проект охватил все 85 регионов России, а в 2019/2020 учебном году расширил свою географию — при поддержке Россотрудничества учащиеся русскоязычных школ из 100 стран прошли тренажеры от ведущих российских компаний цифровой экономики.
Открытый урок
Рекомендации по проведению открытого «Урока цифры» в регионах
1. Место проведения
Оптимально — «продвинутая» с точки зрения информатики/математики школа. Но, в зависимости от целей, которые ставит перед собой регион, это может быть наоборот — школа, которой важно с помощью акции «Урок цифры» дать стимул к развитию.
2. Участники открытого урока
• Школьники, 20-30 человек, можно как из одного класса, так и собрать из разных. Оптимально проводить открытый урок в 4-7 классах — в этом возрасте дети уже в основном понимают аспекты, связанные с информационными технологиями и способны рассуждать о них, но ещё имеют их «детское» восприятие, отличное от «взрослого».
• Официальные лица региона, представители исполнительных органов власти.
• Представители компаний-партнеров акции (региональные офисы или приглашенные, если есть, это необязательное условие).
• Представители СМИ.
3. Модерация
Важно, чтобы урок был модерируемым, и вёл его человек, способный говорить на языке, доступном одновременно и детям, и официальным лицам. Модератору важно заранее:
• С помощью администрации выбранной школы собрать вопросы, которые хотели бы задать дети, и выбрать из них наиболее интересные.
• «Разогреть» участвующих детей (поговорить с ними неформально, лучше непосредственно перед открытым уроком).
4. Ход урока
Открытый урок представляет собой сессию вопросов-ответов, без приветственных слов от официальных лиц. Школьники задают вопросы, официальные лица и представители компаний отвечают. Важно, чтобы при этом получился неформальный разговор. Задача модератора — вовлечь в обсуждение всех. За 45 минут реалистично ответить на 7-10 вопросов, соответственно, всего надо иметь штук 20 отобранных к уроку.
В конце урока официальные лица дают краткое заключительное слово.
После урока — пресс-подход (во время урока представители СМИ находятся в классе, но вопросов не задают).
По завершении мероприятия может быть opi авизован приветственный фуршет для гостей.
Расчетное время: 40-45 минут на сам урок, 15 минут на пресс-подход, 30 минут на фуршет — итого 1,5 часа.
Детям — участникам открытого урока рекомендуется также пройти и стандартный «Урок цифры», состоящий из видеоурока и выполнения заданий в онлайн-тренажере. Это может быть сделано как до, так и после открытого урока.