Совсем недавно, 4 февраля сего года, наступила 152 годовщина со дня смерти Имама Шамиля. Он был выдающейся личностью как для Дагестана, так и для всего Кавказа. И был известен почти на весь мир. Не менее известными были и его сподвижники — кто из нас не знает наибов Даниял-бека Илисуйского, Байсангура Беноевского, Ташева-Хаджи, Кебет-Мухаммада и др. Но мало кто знает об Агабеке Рутульском – нашем земляке и достойном сыне своего народа. «Забытый наиб Шамиля» – так озаглавил свою книгу об Агабеке писатель Фазил Дашлай. Цель данной статьи — ознакомить читателей с этим славным воином.
Агабек родился в Рутуле, он приходился двоюродным братом правителю рутульцев – Хасан-хану. Еще за 10 лет до появления Имама Шамиля в Южном Дагестане, в 1838 Агабек стал его наибом. Деятельность по отпору захватчикам он начал за год до этого, разослав в Кубинское ханство письма с призывами взяться за оружие и защищать свою землю. Местные жители быстро откликнулись на эти призывы, и под руководством Агабека было поднято Кубинское восстание, вызванное гнетом царских властей и феодалов. Во время восстания Агабек вел переписку с Шамилем и Мухамадом Ярагским, значительную помощь оказали также жители Самурской долины. Восставшие в составе 12-тысячного войска после недолгой осады пытались даже взять саму Кубу, однако это попытка кончилась провалом. В итоге захватчикам под командованием генерала Фезе удалось усмирить восставших. Рутульцам было предложено «перемирие», фактически означающее полную покорность русскому царю с выплатой такой дани «какую найдет возможным взимать с жителей назначенный к ним наиб». Многих жителей такой договор не устраивал, и было принято решение дать еще одно сражение у селения Аджихуар (ныне Докузпаринский район), но и оно кончилось неудачей, после чего жителям пришлось принести присягу верности России.
Агабек же с войском продолжил борьбу. 13 сентября 1838 года, 5-тысячное войско Агабека Рутульского занимает г. Нуха (Шеки) и осаждает местную крепость, где находилось провинциальное управление и казначейство, однако позже горцам пришлось покинуть город. В 1839 году Агабек вновь оказывается в центре событий: ему удается занять несколько селений и склонить все Алтыпаринское общество на свою сторону. Русские командующие были шокированы подобной дерзостью Агабека, являвшийся на тот момент единственным правителем, который не покорился русским во всем Южном Дагестане. На очередное усмирение горцев был отправлен генерал Симбирский. В итоге войско Агабека было разгромлено, а сам он попал в плен к Илисуйскому султану Даниял-беку, будущему наибу Шамиля. Умер он в плену в 1846. Исследователь рутульцев В. Бобровников в дальнейшем писал: «…Один из последних купольных мавзолеев такого рода был поставлен на окраине старого Рутула на родовом кладбище Хасан-ханов из рода (тухум) Кази-бегиер. В нише сохранилась арабская эпитафия, повествующая о смерти Алибека, сына Хасан-хана в мае-июне 1846 г.».
Загидин Якубов