Одаренный ребенок не останется незамеченным заинтересованным учителем

Об этом сказала Саида Магомедова из города Хасавюрт, которая более 24 лет работает учителем русского языка и литературы в СОШ №4 и №1 города.
В 2020 году она стала экспертом Всероссийского педагогического совета при министерстве просвещения РФ. Обладательница множества премий и званий в области образования и науки. Саида Магомедова также участница первого Всероссийского форума классных руководителей, который прошел в Москве в октябре этого года.
Саида Магомедова является тем учителем, встретить которого большая удача. В связи с этим, мы взяли у нее интервью, в котором она рассказала, как же разглядеть и развить таланты одаренных детей.
— Саида Абдуламидовна, как вы думаете, талант это дар или приобретение?
— Французский писатель-романист Оноре де Бальзак сказал: «Талант – это развитие природных склонностей». Не могу не согласиться с этим утверждением, так как каждый ребёнок рождается на свет с определёнными видами одарённостей, которые нужно раскрывать и развивать. Определить способного ребенка на самом деле не сложно. Такой ребенок никогда не останется незамеченным заинтересованным учителем.
— Чем отличаются одаренные дети?
— Их отличает высокий потенциал. В зависимости от различных условий эти возможности могут развиться или же погаснуть. В этих процессах главную роль играет учитель. По формам проявления он должен научиться классифицировать виды одарённости, проявлять доброжелательность и чуткость, разбираться в особенностях психологии детей, чувствовать их потребности и интересы, быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с их обучением.
— За Вашу профессиональную деятельность, много талантливых детей встречалось?
— За годы моей деятельности в школе посчастливилось поработать с детьми с разными способностями. Всегда чувствовалась необходимость специального центра для полноценного развития способных учащихся. Дагестан – это край с интеллектуальным потенциалом, в следующем учебном году здесь будет построен аналог Образовательного центра «Сириус» под названием «Альтаир». Для этих целей глава республики Сергей Меликов выделил главную правительственную дачу в посёлке Тарки. Эта новость осчастливила всю педагогическую общественность и дала стимул дагестанским школьникам стремиться к достижению наивысших результатов. А наша задача в процессе работы выявлять одарённых детей и дать им шанс обучаться в данном учреждении.
— Есть ли дети, которые особенно вам запомнились?
Здесь, наверное, стоит сказать об учениках, прославивших своими способностями школу, город и республику. Особый след после себя оставил наш выпускник Жанакай Моллакаев. Много регалий у него набралось за время учебы. Мальчик является обладателем сертификата Образовательного центра «Сириус» по направлению «Литературное творчество», победителем Республиканского этапа Всероссийского конкурса «Лидер 21 века», участником Зимнего фестиваля РДШ — 2019 в Москве, «Ученике Года 2020». А сейчас Жанакай студент Санкт-Петербургского государственного университета МЧС и по сей день радует успехами в учении.
— Как Вы думаете, что способствовало такой результативной учебе вашего ученика?
С самого начала я разглядела его потенциал и склонность к гуманитарным дисциплинам. Вот, с 5 класса мы их и развивали. Мы с ним участвовали и показывали высокие результаты в различных конкурсах, проектах. Особенно запомнилась совместная работа над проектом «Мы дружбой народов сильны» в 2017 году. Вместе с Жанакаем мы поехали в гости к народному поэту Дагестана Ахмеду Джачаеву. За беседой с этим замечательным человеком мы даже не заметили, как пролетел день. Ахмед Муталимович ознакомил нас со своей творческой лабораторией, рассказал много интересных историй, о своём знакомстве с великим поэтом Анваром Аджиевым. В кабинете Джачаева удалось прикоснуться к истории, рассмотреть множество работ, будущих его произведений.
— Вы были участником форума классных руководителей в Москве. Что можете посоветовать своим коллегам?
Советую коллегам работать над повышением личных профессиональных компетенций, чтобы помочь детям раскрыться и двигаться дальше, чтобы интерес к учебному процессу только приумножался. Чаще привлекайте к работе с детьми школьного психолога, так как современные дети подвергаются частым стрессам, а родители не всегда могут заметить проблему ребёнка. На уроках старайтесь применять разнообразные виды работ, способствующих заинтересовать детей и задействовать в процессе всех.

Источник: «РН»