Минпросвещения составило рекомендации для школ на случай ухудшения эпидемической ситуации

Российским школам в случае ухудшения эпидемической ситуации следует переходить на дистанционное обучение, при этом готовность должна быть обеспечена заранее: следует учесть скорость интернета, наличие необходимого оборудования и программного обеспечения, организовать обучение педагогов работе с цифровыми сервисами.

Это следует из рекомендаций по использованию информационных технологий в образовательном процессе в условиях распространения коронавирусаРоссийским школам в случае ухудшения эпидемической ситуации следует переходить на дистанционное обучение, при этом готовность должна быть обеспечена заранее: следует учесть скорость интернета, наличие необходимого оборудования и программного обеспечения, организовать обучение педагогов работе с цифровыми сервисами. Это следует из рекомендаций по использованию информационных технологий в образовательном процессе в условиях распространения коронавируса в новом учебном году.

Документ подготовлен Минпросвещения совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ .

«Сценарии, при которых складывается высокая вероятность массовых вспышек заболеваемости, полностью исключить нельзя. <…> В таких ситуациях нужны инструкции для слаженных действий. Они обеспечивают оперативность всех уровней управления образованием и координируют действия школ, а, значит, снижают потенциальный ущерб здоровью и благополучию обучающихся и работников школ», — отмечается в документе.

Оговаривается, что все принимаемые сегодня в школах санитарные меры профилактики позволяют исключить резкое ухудшение эпидемической ситуации.

Школьники и родители

«Дистанционное обучение не должно увеличивать нагрузку на обучающихся, педагогов и родителей «, — следует из документа. В учебном заведении должна быть создана электронная информационно-образовательная среда, позволяющая осуществлять синхронное и асинхронное взаимодействие учителя и ученика.

Следует также использовать образовательные онлайн-платформы, которые специально созданы для взаимодействия педагогов и обучающихся. «Применение уже освоенных обучающимися и педагогами в обычной работе источников контента, сервисов и инструментов сделает срочный переход в дистанционный режим менее болезненным», — поясняется в документе.

Отмечается, что нужно предпринять все усилия, чтобы не допустить неравенство школьников из-за технических или других ограничений, связанных с переходом на дистанционное обучение, поэтому «необходимо выявить и поддерживать наиболее уязвимые категории обучающихся и их семьи».

Указывается, что родители будут в этой ситуации более требовательны к школе, поскольку опасаются снижения качества образования. В связи с этим рекомендуется сделать работу педагога «максимально прозрачной, взаимодействие с родителями — оперативным и конструктивным: важно своевременно сообщать родителям о результатах обучения, разъяснять им принципы оценивания и существующие проблемы, имеющиеся у обучающегося».

Подготовка к переходу

Согласно рекомендациям, чтобы переход на дистанционное обучение — как для всей школы, так и для отдельного класса — прошел быстро, подготовку к этому следует начать заранее. Управлению учебного заведения следует оценить скорость интернета и уже исходя из этого выбрать, будет ли школьник получать задания от учителя и работать с материалом сам, или же обучение будет проводиться на онлайн-платформе.

Второй вариант предполагает необходимость протестировать технические параметры доступа к интернету, создать или актуализировать рабочие аккаунты. Кроме того, нужно подготовить оборудование и регламенты, организовать соответствующее обучение педагогов.

Действия руководства

Когда решение принято, а школа или класс ушли на карантин, то директору следует на основе имеющихся нормативных актов издать приказ о переходе на дистанционное обучение, а также провести кампанию по ликвидации дефицита компьютеров, выдать школьные компьютеры и другую необходимую технику обучающимся и педагогам.

Кроме того, управлению учебного заведения следует на сайте школы разметить график и расписание занятий, телефон горячей линии, организовать проведение родительских собраний онлайн, провести с родителям разъяснительную работу, ответить на их вопросы, взять под личный контроль обучающихся с риском учебной неуспешности и социального неблагополучия.

Учебный процесс

«Минимальный уровень взаимодействия обучающегося с педагогом — организация самостоятельного обучения обучающегося. В этом случае педагог только пересылает задания и проверяет их», — говорится в рекомендациях.

В этом случае школьник выполняет задания в обычных тетрадях, при необходимости фотографирует и отсылает педагогу сделанное, педагог проверяет, делает пометки, также при необходимости фотографирует и возвращает обучающемуся. На основе анализа результатов учитель может внести необходимые коррективы в план-конспект последующих уроков, предназначенных для конкретного ученика.

Отмечается, что приемлемый уровень качества преподавания в дистанционном формате может быть достигнут, если педагог использует асинхронный режим обучения и готовые пакетные цифровые решения. В такой модели педагог работает на образовательной платформе и назначает задания, которые проверяются автоматически.

«Перевернутый класс»

В то же время большая вовлеченность учеников в работу достигается при условии, если учитель ведет онлайн-уроки на базе доступных образовательных платформ. В этом случае педагогу рекомендуется использовать технологию смешанного обучения в формате «перевернутого класса», когда основной упор на онлайн-занятиях делается на отработке умений и навыков, интерактивном консультировании, новый материал отдается на самостоятельное освоение.

«Технология «перевернутый класс» подходит дистанционному обучению гораздо больше, чем традиционный урок с объяснением нового материала. Педагог может оптимизировать рутинные задачи и использовать готовые уроки с любой из доступных цифровых платформ. В этом случае на онлайн-уроке он должен обязательно взаимодействовать с обучающимися: настроить их на работу, часто обращаться с вопросами, разбирать задания и т. д.», — говорится в документе.

В пресс-службе Минпросвещения ТАСС подтвердили подлинность данных рекомендаций. «Министерство на регулярной основе ведет методическую поддержку регионов по вопросам сохранения и реализации качественного образовательного процесса, данные рекомендации предназначены и применяются, прежде всего, в точечных случаях, там, где школы или конкретные классы предпринимают те или иные меры в целях защиты здоровья. Отметим, что на сегодняшний день школ, закрытых по причине COVID-19, менее 0,02%», — сообщил представитель пресс-службы.

Источник: