МЫХАIБИШДЫ ФОЛЬКЛОР

Албасти
Сада са Султ1ана1ма1д рухьуд са кьа1сды эдемиес гьувургвара Албасти, хьыдынийды лакь, худулбыр хьидис рыхы1ре ад.
Хывкьыр ми, миние рухьура:
— Гьей, Малъу1м, дирине выхьыр ара ихъихь!
Албастиере рухьура:
— Ара ихъихьис задаа хъикисдиш, гьис хьуйне, за мибыр хьидис хъы1хьы1ри, амма вас шыв йигарди ки за гьаъаси, текды зы викье мываъ!
Султ1ана1ма1де ми хала хана хъиркьыр, мидид кьулис руб йывхы1р, сывылтара. Мидире Султ1ана1ма1дды къариехьван на рышехьван сиене халды гвалахбыр гьаъарай: хал хъалхьарай, валыг силкьарай, ц1ый хъаъарай. Гьаса ешемиш вуруъурай.
Сада, хала дид не нин адишды геде, Албастиере мибишды рышехьде миннет ваъара, кьулихда гарахъ хьур. Рышес мидид кьулис йывхы1р ад руб гьувургара. Ми шиви, хьур, хулкара. Албастире вешере рухьура, гьадире изды кьул ведере ваъара, руб эхьеп1ес вылц1ара.
Рышес мидид язухъ йишир, ми руб эхъвилъэре. Албасти дели вишид ка вишир, рувгьур. рувгъур гид джигиди, кыбырмыс мык1 выри, къаб, къашыкь са сындис етир, яха гьыъыри, руг, ч1ых джиле сыхъыъыри. Хьели гъил хакьыр, ми рыш лывырсара ад гьа1ега1 керири, видж ги хъавахыри.
Албасти
Однажды старик по имени Султанахмед встретил Албасти, которая полоскала в речке внутренности, похищенные у роженицы.
Схватив ее, он сказал:
— Ну-ка, Малъум, положи их обратно на место!
Албасти на это ответила:
— Не могу я сделать этого, так как уже сполоснула их, но я обещаю исполнить любое твое желание, только не убивай меня!
Привел Султанахмед Албасти домой, воткнул ей в голову иглу и оставил у себя. Вместе с женой и дочерьми Султанахмеда Албасти делала по дому все: стирала, подметала, готовила на зиму кизяк, носила дрова, топила печку. Так жила она, как член их семьи.
Однажды, когда отца и матери не было дома, Албасти попросила их, дочку почесать ей голову. Девочка обнаружила воткнутую в ее голову иглу. Удивленная девочка спросила у Албасти, что это такое. Та застонала, заплакала и попросила девочку вынуть иглу, поскольку из-за нее болит голова.
Добрая девочка, не раздумывая, вытащила иглу. Албасти, почувствовав свободу, будто сошла с ума, стала кружиться, вертеться на месте, растоптала весь кизяк, побила посуду, намусорила в комнате. Затем схватила девочку за ногу, бросила ее вниз головой в кипящий котел и скрылась.

Йадлад нин
Сада Мариет, Мыха1ды хьыдылды, езир зебыр, аъ вихье ихъийир тинбыр, руръура хьарада. Гъы1 леркьыр хъуъ суркуд, дулумыд ц1удаа суркьур а са ху1ла1хды хьыдылды, баргъумыере ка ч1ар ки сагъур. Бала быт1рад хьесым гъай ми хьыдынийы, джыы ки гьани йиъий гъилыла кьулы йыкьама джагварды валыгмар.
Мариетды гъилабыр джилик киджидхъыд ка йишир, къадам лешус джишир, лакьалкьара гергыри. Ми хьыдыние, Мариетыхда гаркьыр, ц1амна ка йа1хъ ки гьыъыри, амма ридж гид джигида сиръирдиш. Миди Мариетис нинды ч1елбыр йик1иы хъидкьыри «гич1ере йишийне, ду1гьа1 гьаъ». Гьайвыр ду1гьа1 гьыъыр, хьели лыздыкла са к1ак1ал калды выъыр, минийыхда герубхьури. Хьыдылды сухъургури.
Мариет гъы1ла тиниъ а1гъа1рч1ур, рыхьыр хьарада хьывбыр ки гьыъыр, хъиркьыри, амма миди ти хьыдылды гимардиший. Хала хъиркьыр, Мариетис едере йишири.
Инсанаше рухьура: эгер Йадлад Нины лы1хдыбыр гъана гьаргурийдин, балад йадалбыр на уьлуьмбыр йикисий.
Мать Болезней
Однажды Мариет, жительница селения Рутул, подоив коров и загнав их в хлев, отправилась печь хлеб. Возле моста она обернулась и увидела сидящую на камнях женщину огромного роста с распущенными лохматыми длинными волосами, покрывающими ее тело. У нее было очень красивое лицо и одета она была с ног до головы в белое одеяние.
Мариет застыла от страха, ноги словно приклеились к земле, и она не могла сделать ни шага. Женщина ей улыбнулась, но с места не сдвинулась. После некоторого замешательства Мариет вспомнила: мать говорила, если «пугаешься, прочти молитву». Она произнесла молитву и, скатав в шарик, бросила в нее маленький кусочек теста. Женщина исчезла.
Мариет перешла мост, пошла, испекла хлеб и вернулась домой. На обратном пути она уже не видела эту странную женщину. После этого Мариет долго болела.
Люди говорят: если бы Йадлад Нин была одета в черное, эпидемия унесла бы много жизней аульчан.

Джиннешды пачагьад рыш
Сада ихьды кьухьды дид руъура дериди. Садахьур тина мидиъ са к1аъдыкалды са шей вахара виъигакъыд, ми эдемиек кирикара. Миние рухьура: «Зы джинешиклады риъи, зы ублис руъулес йигара а!»
Кьухьды дид, гакъама, ми быт1рад са рыш риъи, миние джуды кавалахьде гирк1а раъара, кьачехьде гирирхьере. Хала миние рухьура халдибишде: йимаг уледи рухьуд ч1елбыр марухь, хьур, хьели гъаъ гериръэре ми рыш. Минийис улесды кывыр, быт1рана ийлугбыр гьаъара халдыбише.
Гьемисе хьибыд йыгъ руъура. Йукьудхьусды йыгъа му1къа са накьрыдид, сунныдид ун, кьийамат а, лал, гьарый ибхьури. Ва гьухьуси, му1къы1 са эскер лидхьур а. Кьухьды дидды халмыда лийкьыйне, мибыр гихъийдхьири, амма кьухьды дидыхда гьарайбыр гьаъара ка1ч1ури.
Джин-рыш гъаъ а1гьа1рч1ури. Джинер йахара минийды бейде. Минийды бейде хад кьа1сий гьагуйне, минийы гьуджум ваъара, амма рышере мибыр люзде хъыдыъыри: «Эгер гьание зы ублид г1а1ля эхъджеръирийдин, ва1с зы гъийгъа гьахъаргвасдиший», — рухьура рышере.
Йиджмы ми рыш риъий джинн пачагьад рыш! Шадды на1гьнимыхьван на мук1мыхьван хъа1дхы1ри мибыр, хахъына джухьды рыш ки.
Еквёс никьикла киирхьуд кьухьды дид, гъу1дигенехьде са китаб гини йиъий. Ми шивдихь, хьур, китаб ачых гьыъыд, хьура лаъ са джинн лувурзура: «Гьы, буйур, йигад, джигад?»
Гьадыла хъуъ кьухьды диде ми китаб кьа1ч1екла гелъэрдиший. Выдж кечмиш йишидыла хъуъ ми китаб сабыйды духарда хани йиъий. Са шума иди йидкьыри минийыхда джиннер, хъа1гъа1ре китаб, ээкед тангабыр вылц1ара ай китабак, амма дух рази йиширдиш.
Сада ми дух руъура гъы1рче, миди гьал иди, улис гьаджагвад, минийды йиван ки, выдж ки дериди хаабгъура. Ачых хъишир гакъыд, гьал иди лехъа1шур выдж му1къу1д къирхыда ка аа сихъихьир, сухъугури. Ми арыди китаб ки сухъугури. Минийды йиван ки викьир дериди гини виъий.
Дочь царя джиннов
Однажды наш прадед спустился в овраг. Вдруг к нему подбежало маленькое существо, похожее на человека, и говорит:»Я из джиннов, меня хочет съесть волк.»
Дед спрятал это существо, оказавшееся красивой девушкой, под тулупом за пазухой и тут же вернулся домой. Он сказал домочадцам: — Не произносите те слова, что обычно говорят перед трапезой.
И только после этого выпустил девушку из-за пазухи и накормил ее. Девушку-джинна окружили в этой семье заботой и вниманием.
Так прошло три дня. На четвертый день в селе раздались звуки зурны, барабана, послышались шум, крики. В село будто вошло войско. Около дома дедушки музыка умолкла, но раздались угрозы, выкрики.
Девушка-джинн вышла к пришедшим. Те с шумом и гиканьем бросились ей навстречу. Увидев возле девушки-джинна старика, они набросились на него, но девушка остановила их.
— Он мой спаситель, если бы он не вытащил меня из пасти волка, вы бы не увидели меня живой, — сказала она.
Оказалось, она дочь падишаха джиннов! Джинны забрали девушку и с радостными криками ушли из села.
Проснувшись утром, прадед нашел под подушкой книгу. Он удивился этой находке, раскрыл ее, чтобы посмотреть, что там написано, и вдруг перед ним вырос джинн, который сказал: — Ну, повелевай, чего хочешь, чего нет?
С тех пор прадед не расставался с этой книгой, носил ее за пазухой, не доверяя никому. После его смерти эта книга находилась у одного из его сыновей. Много раз к нему приходили джинны с просьбой вернуть им книгу (ему они не служили), но тот не соглашался, хотя ему предлагали большое вознаграждение.
Однажды он поехал на охоту, и там какая-то невидимая сила столкнула его в пропасть. Когда он очнулся, то увидел, что кто-то перенес его на окраину села, а сам исчез. А книги, с которой он никогда не расставался, при нем не оказалось. И конь его лежал в ущелье мертвым.

Иыхды касад ч1алаг
Йирекды му1къ хани виъи «Йыхды касад» ч1алагада. Ми дамаа ус гьат1ус гьалдына хыл лаъ вич1ердиш, гьис хьуйне, усыс балта йыхы1не, хукаа гъаъ эбир вуруъура, рухьура йирекдибише. Хьели гъа эдемиес ки пис йикиси.
Рухьура, са эдеми, ми ч1илмы инамиш джишир, руъура ми дама усбыр гьаъас. Балта гъаъ эгъет1ир хукас рыхы1ре ка1ч1уд ка, балта хыла игьидхьур, гъилы сыхы1ри. Гудже-гуджехьван хала лихъийкьыд, миди инсанаше гьа1ят ац1ыр а: хъыгад дух йикьир а.
Ми дама, рухьура, зем-земед хьед ад былах ки а. Миди былахак, кит1ир а къизилед къаб, йиркьыние хьед рагъын бадана. Амма, рухьура, ми былах тек гунагьбыр кидишдибишис и гьувгад.
Ми дам зиярат на гьасаб гьаъара, гьис хьуйне, хачпаразаше мусурманар дырыхы1д гедене, ми дамыра йыхды кас — Султ1ан шейх Эмир гирк1а гьыъыри. Гьадыла хъуъ шейхере дамыс зиярат хьур дур выри, амма выдж маа миди хъиркьырдиш. Гьа йикьир а Гурджистанди, гьади гьанийис пир ки ливхьир а, мусурманаше гьа пира дугьа1быр гьаъара.

Святой лес
Селение Ихрек расположено у подножья горы, покрытой святым лесом. Ихрекцы говорят, что там нельзя рубить деревья, так как, если ударить топором по дереву, то из него потечет кровь. А того, кто срубит дерево в этом святом лесу, постигнет большое несчастье.
Рассказывают, что как-то один человек, не поверив в это, пошел в этот лес. Как только он начал рубить дерево, выронил топор и поранил себе ногу. С трудом добравшись до дома, он увидел что его ожидало еще большее несчастье: оказалось, что погиб его любимый сын.
Еще говорят, что в этом лесу есть родник со святой водой зем-зем. Возле него лежит золотой ковш на цепи, чтобы путник мог напиться холодной воды. Но этот родник видят только безгрешные люди.
«Святым» этот лес называют потому, что в давние времена, когда христиане преследовали мусульман, в этом лесу скрывался святой по имени Султан шейх Амир. За то, что лес спас его от преследователей, он объявил его «святым». Его самого там больше не видели. Говорят, что он умер и похоронен в Грузии. Там поставили ему зиярат, которому поклоняются мусульмане.

Фатима Ибрагимова, ст. научный сотрудник отдела фольклора ИЯЛИ ДНЦ РАН РД.