Сын своего Отечества

В годы суровых военных испытаний он находился в рядах защитников нашей Родины. Его заслуги отмечены орденами Отечественной войны 2-х степеней, Красной звезды и многими медалями. Жил он в с. Лучек — это Рамазанов Кадир Саид-Алиевич.

Он один из тех немногих, кто остался жив после войны, кто был участником Великой Отечественной войны и войны с Финляндией зимой 1940 года, свидетель наших исторических свершений. Он был также и в составе тех частей Красной армии, которые вступили на территорию Бессарабии, части территории Западной Белоруссии и Западной Украины летом 1939 года.
Рамазанов Кадир Саид-Алиевич родился в 1916 году в с. Лучек. В 1938 году по призыву оказался в рядах Красной Армии. В армии его сразу же направили учиться на водителя. Как раз в это время шла интенсивная модернизация боевой техники и оснащение ею боевых частей для повышения их маневренности. Учебу проходил в г. Каменевск-Подольске, что на границе с Польшей. В 1939 году в составе передовых частей Красной Армии вступил на территорию Западной Украины, Бессарабии (Молдова) и части территории Польши.

В конце этого же года началась война между СССР и Финляндией. Началась битва за преодоление «линии Маннергейма», что тогда иностранные специалисты называли невозможным. И среди них находился и Рамазанов Кадир, рядовой водитель грузовика.
«Морозы стояли очень сильные, — вспоминает Кадир Саид-Алиевич, градусов 40. Снега стояли очень глубокие – машине не проехать. Очень много солдат отморозили конечности. Сидеть в машине в такой мороз не было резона, и я по заявлению своему перевелся в разведроту. Ходили только на лыжах. И вот один раз мы отправились в разведку: нас было 15 человек. И тут нас внезапно начали обстреливать, было это возле хутора Зеленый, как сейчас помню. Мы начали отходить, но потеряли 3-х человек убитыми и 2-х ранило — одним из них был я. Это было 8 марта 1940 года, а 9 марта война окончилась…» В этот же года его демобилизовали.
А в 1941 году его в числе первых призвали в ряды Красной Армии. С первых дней находился в рядах действующей армии, в районе Северного Кавказа, за что награжден орденом Красной Звезды. Там же, в районе Орджоникидзе, Беслан – Малгобег, и получил он осколочное ранение в ногу. По ходу боев был освобожден г. Краснодар, где и лежал потом в госпитале.
После выздоровления его перевели на 1-й Украинский фронт (командующий – Конев) в 4-ю танковую армию (Люшенко), в составе которой и закончил победоносную войну.
«2-го мая мы находились в Берлине, но срочно были переброшены в Прагу (Чехословакия). В Праге шли ожесточенные бои с не смирившимися со своим поражением фашистами – их оставалось нам только уничтожать. В Чехословакии нам и сообщили 9 мая об окончании войны. Это была Победа, такая долгожданная и желанная, достигнутая такой огромной ценой человеческих жизней…
После этого мы еще в течении 3-х месяцев производили чистку, уничтожали оставшиеся немецкие войска, которые не сложили оружие, не смотря на подписанный акт о капитуляции Германии.
Только в 1947 году меня демобилизовали: до этого мы находились в Венгрии, потом в Чехословакии обратно, в частях зенитной артиллерии».
Все повидал на своем веку, говорит Кадир Саид-Алиевич. Курили одну сигарету на 5-6 человек и были счастливы, что остались живы. Ведь 4 машины поменял я: все они были уничтожены с находящимися в кузове расчетами, а мне бы хоть царапинки какой! Аллах хранил меня, а как же иначе это понять!?
«Был еще такой случай: шел я в штаб за партбилетом, и тут началась бомбежка. Я только прижался к стене дома, как буквально в 3-4 метрах от меня упала бомба… Ушла в землю и не взорвалась! После бомбежки я поднялся в здание штаба, а они во время бомбежки не успели спуститься в убежище и тоже видели из окна меня около неразорвавшейся бомбы. Все говорят мне, какой же счастливый ты. «Выписать ему партбилет без никаких предварительных вопросов!»
В заключении нашей беседы он сказал следующее: «В лесах Карелии я встречал очень многих осужденных, подвергшихся раскулачиванию; на войнах смерть всегда ходила рядом, только руку протяни; через такие трудности мы отвоевали его. Уважайте старших и помогайте старым, немощным, своим родителям. Не увлекайтесь алкоголем, учитесь в мире и согласии».
Когда в 2000-м году я с ним встречался, Рамазанову Кадиру Саид-Алиевичу, участнику Финской и Великой Отечественной 1941-1945 войн, инвалиду 2 группы, было 84 года, он жил со своей женой Сенемгюль. Слышал очень плохо, использовал аппарат усиления слуха – после перенесенного гриппа слышимость у него еще ухудшилась. Зрение было очень плохое, хоть и носил очки.
Но он не унывал и рассказывал мне, что любимые писатели у него — Киселев, Капиев и, особенно, Мопасан (француз). У него он прочитал все собрание сочинений в количестве 24-х томов. Сельскую библиотеку ветеран перечитал несколько раз, а теперь и расписаться почти не мог — так слабо было у него зрение. Беседа наша тогда могла бы продолжиться еще долго, но переутомлять этого 84-летнего старика я тогда посчитал верхом неуважения: с ним я общался через его жену Сенемгюль из-за его плохого слуха… И через очень короткое время тогда не стало уже героя моего рассказа …
Сегодня на дворе уже 2020 год и оставшиеся в живых ветераны Великой Отечественной войны достигли возраста, когда им нужно внимание и помощь общества: ведь это они спасли нас от рабства и рассовой дискриминации, ведь это они смяли под себя страшную машину фашизма и дали нам Мир, Покой и Жизнь! Уважение к ветеранам исторических битв, забота о них — это моральный закон нашей жизни, закон и для каждого гражданина нашего общества. Мы в неоплатном и почетном долгу перед ними — перед вчерашними защитниками Отечества и сегодняшними инвалидами и стариками, которые нуждаются в помощи и защите этого Отечества, которое они защитили и сохранили для нас.
Къинады САИД