Ямудин Таибов: «Жизнь прекрасна!…»

Недавно мне довелось встретиться с директором Рутульской СОШ № 1 Ямудином Гайсидиновичем Таибовым, и вот какая у нас состоялась беседа.

Т. Махмудов: – Ямудин Гайсидинович, рад нашей встрече, спасибо что согласились на беседу. Позвольте в начале поинтересоваться тем, чего многие до сих пор не знают, что, будучи директором школы, вы являетесь еще и кандидатом наук. Скажите, как называется Ваша кандидатская диссертация, расскажите о содержании и структуре Вашей работы?

Я. Таибов: – Название моей кандидатской диссертации: «Становление и развитие этнокультурной школы у младописьменных народов Дагестана (на примере рутулов).
Работа состоит из введения, двух глав, содержащих 6 параграфов, заключения, библиографического описания 220 первоисточников, адекватных проблеме исследования, 4 приложений, трех схем и восьми таблиц.
Во введении раскрыта актуальность проблемы, обоснована тема исследования, выделены объект и предмет, сформулированы цели и задачи, сформулированы защищаемые положения и охарактеризованы их новизна, теоретическая и практическая значимость и достоверность.
В первой главе «Методологические основы этнокультурной школы» охарактеризован социологический подход к методологии национальной школы, выявлены особенности интегративных связей культуры народов Дагестана с восточной и российской культурами.
Во второй главе «Условия развития этнокультурной школы на основе письменного языка» обоснована необходимость создания этнокультурной школы, выявлены её функции в развитии культуры народа, разработана организационная структура этнокультурной школы, создаваемой на основе нового письменного языка. В работе проведен подробный анализ рутульского устного живого и письменного языка и специфики его изучения по трудам Г.Х.Ибрагимова, К.Э.Джамалова, Н.Г.Исаева и народного художественного творчества по поэтическим произведениям Кур Раджаба, Джамесеба Саларова, шаира Гаджи-Юсуфа, ашуга Сакита Курбанова, поэта Шафи Ибрагимова и др.
Своеобразие рутульской литературы состоит в том, что здесь поэты не только сочиняют стихи, показывая своё искусство слова, но и сами же озвучивают их, превращая исполнительское и музыкально-сопроводительное искусство.
В заключении диссертации обобщены результаты исследования и сформулированы основные выводы.
Т. Махмудов: – В чем новизна предлагаемой Вами концепции этнокультурной школы?
Я. Таибов: – Поднятая нами проблема создания этнокультурной школы в традиционной практике относится к проблемам национальной школы, в которой обучение в начальных классах ведется на родном языке. Получилось так, что национальная школа превратилась в школу с изучением родного языка. Мы считаем, что язык является только одной из составных частей культуры народа, и предлагаем изучать материальную и духовную культуру народа, которые помогут формировать национальный характер, сохранять народный менталитет.
Т. Махмудов: – Как был организован эксперимент в Вашем исследовании, то есть, что послужило причиной для организации работы в данной области?
Я. Таибов: – Причиной для организации работы в данной области послужило Постановление Совета Министров ДАССР от 10.08.1990г. «О статусе агульского, ногайского, рутульского, татского и цахурского языков», в котором предлагалось создание письменности и организации обучения на названных родных языках. Такой опыт есть уже у многих народов Дагестана, который связан только с языком. Наши поиски велись в области изучения традиционной культуры рутулов, выделения в ней основных компонентов, целесообразных для изучения в школе; создания примерного образа рутульца, которого должна была формировать школа; выявления отношения учителей, родителей и учащихся к этнокультурной направленности школы. В эксперимент как новые средства формирования этнокультуры учащихся мы включили рутульский язык (устный и письменный), рутульскую художественную литературу, историю рутулов (материальную культуру), ашугское искусство, культуру и традиции дагестанских народов и традиции мусульманской культуры.
Помимо этого, в содержание учебных предметов родного языка, чтения, математики, ИЗО, технологии и физической культуры в начальной школе были включены элементы рутульской традиционной культуры.
Т. Махмудов: – Что являются объектом и предметом Вашего исследования?
Я. Таибов: – Объектом моего исследования является педагогический процесс в национальной школе, а предметом исследования – создание и развитие этнокультурной школы на основе создаваемого письменного родного языка.
Т. Махмудов: – Каков образ рутульца, который Вы хотите формировать в своей этнокультурной школе?
Я. Таибов: – Проведённый нами теоретический, этнологический анализ и собранный полевой материал позволил выделить следующие специфические черты национального характера рутулов: высокий патриотизм (любовь к своему языку, наречию, говору, к семье, к культурным ценностям), стремление к взаимопониманию, дружбе и солидарности с одноязычными, ближними и дальними народами, добропорядочность и желание понимать другие народы. Мы считаем, что эти качества для рутулов были и остаются основополагающими для базовой культуры, которые позволяют им идентифицировать себя со своим народом.
Т. Махмудов: – А какими качествами отличается, на Ваш взгляд, образ типичного представителя в культуре рутульского народа?
Я. Таибов: – Кроме основополагающих качеств в культуре рутульского народа образ типичного представителя отличается следующими качествами: владение разговорным и литературным языком; знание поэзии и ашугского искусства; знание своей родословной и уважительное отношение к ней; патриотизм и гордость за свой народ; энергичность, доброжелательность и хлебосольство; благочестивость, терпеливость и готовность к пониманию других народов.
Т. Махмудов: – Рутульский письменный язык уже создан, но чтобы создать предмет «Рутульское художественное творчество» нужны поэтические произведения рутульских поэтов, ашугов, мыслителей. Что можете сказать по этой проблеме?
Я. Таибов: – Действительно, в этой части мы испытываем трудности. Многие поэтические сочинения рутульских поэтов и мыслителей написаны на арабском, тюркском и лезгинском языках. Наши ученые из филологических факультетов дагестанских языков ДГУ, ДГПУ переводят эти сочинения, песни ашугов, оставшиеся в устном народном творчестве, оформляют их на письменном грамматическом языке и создают учебно-методическую базу этой учебной дисциплины параллельно с ее изучением. Так что вопрос времени.
Т. Махмудов: – Каковы основные функции этнокультурной школы в Вашей концепции?
Я. Таибов: – Мы выделяем в своей концепции следующие функции этнокультурной школы:
-изучение, принятие и развитие традиционной культуры народа;
-помощь учащимся в идентификации со своим народом;
-формирование образа типичного представителя народа;
-вывод учащихся на понимание, уважение иных народов и умение межкультурной коммуникации.
Т. Махмудов: – В Вашей работе выделен параграф, посвящённый языковым средствам в содержании этнокультурной школы. Каковы специфические особенности рутульского художественного творчества и языка Вам удалось выделить в этом анализе?
Я. Таибов: – К таким особенностям мы относим: песенный диалог; поэтические приемы арабского стихосложения, использованные рутульскими поэтами, портретная характеристика человека в стихах, назидательный тон лирики; параллелизм природных явлений и человеческого характера, иносказания и смысловые параллели, специфика ашугского исполнения песен и их философский смысл. Все они позволяют показать богатство художественных приёмов в рутульском языке.
Т. Махмудов: – Вы поставили целью этнокультурной школы формирование базовой народной культуры у детей – рутулов. В какой мере отражены в содержании и средствах духовно-нравственные культурные ценности?
Я. Таибов: – В этих целях мы провели анализ духовной культуры рутулов с позиции выявления лезгиноязычной, дагестанской, восточной и российской культуры на народные традиции и образ жизни. Этот анализ показал значительную близость культуры рутулов к восточной, мусульманской культуре. Культурные ценности в нашей концепции этнокультурной школы включены в «школу самобытной жизни», изучение самобытности труда, традиций семейного уклада рутулов, особенности художественного и музыкального образцов народа, нравственные требования в народных обычаях, адатах, кодексах чести.
Т. Махмудов: – Вы провели исследование на примере рутулов, создающих письменный язык и школу, а насколько пригодны выявленные Вами условия для других народов?
Я. Таибов: – Мы считаем, что наша концепция этнокультурной школы вполне может быть использована как в совершенствовании ныне существующей национальной школы на родном языке, так и для тех народов, которые ещё не создали своих грамматических языков. Ведь культуру можно изучать не только письменными языковыми средствами, но и через «школу жизни» и социальную практику, являющиеся составными частями нашей концепции. А искусство сочинения, переложение на музыку и исполнение песен ашугами, которые славится Южный Дагестан, вообще проходит только устным общением, устным состязанием. Главное в том, чтобы помочь детям идентифицировать себя со своим народом.
Т. Махмудов: – Где можно ознакомиться читателям нашей газеты с Вашей диссертацией?
Я. Таибов: – В интернете. Набираете фамилию, имя и отчество и там появится название моей кандидатской диссертации. Никаких проблем.
Т. Махмудов: – А теперь, если позволите несколько жизненных вопросов.
Я. Таибов: – Пожалуйста, я готов.
Т. Махмудов: – Какие люди, на Ваш взгляд, обычно побеждают в жизни, достигают своих целей?
Я. Таибов: – Побеждает в этой жизни только тот, кто победил себя, т.е. кто победил свой страх, свою лень и свою неуверенность. Великому писателю Федору Достоевскому принадлежат такие слова: «Чтобы победить весь мир, нужно победить себя». Лучше не скажешь. А ещё один мудрый человек сказал так: «Жизнь – это вождение велосипеда. Чтобы сохранить равновесие, ты должен двигаться». Человек всегда должен быть в движении. Не зря мудрые люди придумали пословицу: «Стоячая вода тухнет».
Т. Махмудов: – Каков Ваш девиз в жизни?
Я. Таибов: – У меня несколько девизов в жизни: можно девизом жизни взять слова великого Конфуция: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Просто золотые слова. Или: «Нельзя ни о чём жалеть в этой жизни. Случилось – сделали вывод и живите дальше!» И ещё: «Не бойся падать, учись вставать!», кому эти слова принадлежать я не помню, но очень содержательные.
Т. Махмудов: – Как Вы думаете, каким способом можно изменить свою жизнь в лучшую сторону?
Я. Таибов: – Лучший способ изменить свою жизнь – это ежедневно менять свои мысли, чувства, поступки в лучшую сторону. Жизнь свою можно изменить с человеком, который совершает поступки, т.е. верить надо только поступкам, а не красивым высказываниям. Только действия человека говорят о его личности. Поступок всегда важнее слов. И ещё. Надо быть оптимистом в жизни. Пессимисты обычно болеют многими «болезнями», большинство из которых придумывают себе сами. Поэтому очень важно ежедневно себе повторять по 5-10 минут в день, что «У меня всё хорошо, у меня всё отлично» — и через определенное время Аллах услышит вас и в жизни вашей все наладится, изменится в лучшую сторону.
Т. Махмудов: – Кто лучший учитель в Вашей жизни?
Я. Таибов: – Лучшие учителя в моей жизни – это сама жизнь и время. Поскольку, уроки жизни невозможно прогулять и не усвоить. С одной стороны жизнь показывает, как нужно ценить время, а с другой стороны время показывает, как нужно ценить жизнь. А если Вы хотите услышать фамилию учителя, то могу назвать учителя географии Рутульской средней школы 70-х годов Османова Максима Баламовича. Благодаря ему я полюбил географию и поступил на географический факультет, стал квалифицированным специалистом. Аллах рахмат ему, хороший был человек!
Т. Махмудов: – Какими положительными и нравственными качествами должен, по-Вашему, обладать человек?
Я. Таибов: – Их много. Простота, скромность, намус, порядочность, честь, достоинство, уважение, сострадание, дружелюбие и т.д.
Т. Махмудов: – Сформулируйте Ваше отношение к жизни в пяти словах?
Я. Таибов: – Можно в двух словах: «Жизнь прекрасна!»
Т. Махмудов: – Что для Вас счастье?
Я. Таибов: – Омар Хайям как-то ответил на этот вопрос так: «Счастье – это когда утром очень хочется идти на работу, а вечером очень хочется идти домой». Пожалуй, он прав.
Т. Махмудов: – Ваши любимые книги?
Я. Таибов: – Все книги Жюль Верна, некоторые книги Антона Павловича Чехова и «Мой Дагестан» Расула Гамзатова.
Т. Махмудов: – Опишите три Ваших достижения
Я. Таибов: – Защита кандидатской диссертации, издание учебных пособий для 3-6 классов по географии и участие в популярной телепередаче «Поле чудес».
Т. Махмудов: – Можете назвать свои самые сильные и самые слабые стороны?
Я. Таибов: – Попробую. Слабые стороны: стремление всем угодить; излишняя доверчивость; не всегда умею говорить слово «нет»; чрезмерная общительность; упрямство. Достаточно?
Сильные стороны: решительность, целеустремлённость, доступность, самостоятельность; работоспособность, энтузиазм, нацеленность на результат, надёжность. Достаточно, наверно.
Т. Махмудов: – Да, интересно. И ещё несколько коротких вопросов, если Вы не против.
Я. Таибов: – Пожалуйста.
Т. Махмудов: – Какую оценку Вы поставите себе как учитель?
Я. Таибов: – Трудный вопрос. Я как учитель поставил бы «четвёрку» (улыбается).
Т. Махмудов: – А почему не «пятёрку»?
Я. Таибов: – Можно я не отвечу на этот вопрос?
Т. Махмудов: – Хорошо. У Вас есть мечта? О чём Вы мечтаете?
Я. Таибов: – Как каждый мусульманин мечтаю совершить Хадж, потрогать стены Каабы и путешествовать по миру. Я же географ. Уже побывал в шести странах.
Т. Махмудов: – Спасибо за содержательную беседу! Мы желаем Вам крепкого здоровья и дальнейших успехов!
Я. Таибов: – И Вам спасибо за содержательные вопросы и проявленный интерес к моей персоне.

Т. Махмудов,
редактор отдела
электронных СМИ