Говорящие камни

…Вы видели, вы слышали, вы свидетели?
Только они не словами говорят…
(В. Суриков).

Поисково – исследовательские работы по выявлению и изучению эпиграфических памятников в окрестностях Аракула возобновляем в году два раза: весной, в апреля – мае и осенью, в сентябре – октябре. Это наиболее благоприятное время для ведения «полевых» поисковых работ. Невысокий растительный покров весной и скошенная или уже осыпавшаяся трава осенью увеличивают шансы и вероятность нахождений эпиграфических памятников, лежащих близко к поверхности земли.

К поисковым работам были привлечены члены школьного историко – краеведческого кружка Гаджиев М. (уч 8 кл.), Разанов А. ( уч. 7кл.) и Омаров Надир Г. (учитель физической культуры). Руководил поисковцами, изучал и интерпретировал находки краевед Г. И. Гадисов – руководитель и организатор историко-краеведческого кружка «Поиск».

Работы по выявлению памятников арабской графики велись вдоль дороги, ведущей из села на горку Кукушкин камень (Учиккул кьун). Как выяснилось, здесь мы прямо-таки ходили по историческим памятникам. Вся дорога «усеяна» захоронениями ХХIII-ХIХ в.в. К сожалению, стены-памятники арабской каллиграфии разбиты, разломаны первыми комсомольцами села. Мы находили лишь то, что по счастливой случайности уцелело после вандалских погромов, так называемых «безбожников».

Исследовали и изучали мы надмогильные плиты на кладбище «Пелеван» (кладбище богатырей и известных людей). Здесь мы обнаружили более 10 памятников, датируемых ХVI –ХVIII вв. На некоторых плитах письмо стерто и очень трудно читается, есть надгробные камни, арабская вязь на некоторых вообще не поддается «расшифровке».
В ходе поисковых работ на кладбище «Пехлеван» счастье улыбнулась нам – мы нашли предполагаемую могилу Сутай – бека Дюклинского и его сына Пир Мухаммеда бин Сутай. Обе стены свалены, лежат на земле. Продолжили мы поиски на склоне, обращенном к реке Атал нех (река Ата) и местности «Агъал», что значит «господа».

Здесь, по рассказам старожилов села, был целый «лес» стен, очень похожий на кладбище Джум-Джум или Исфандияров у южной стороны крепостной стены Дербента. «Лес» был вырублен, вооружившимися кувалдами и ломали комсомольцами села. Оставшиеся от погромов и разрушений надгробные плиты поведали нам о многом. Здесь выкопаны стены около 3-х метров высоты (длины). Найдены эпиграфические памятники (стены Х-ХII вв.). Найдена плита с целой сурой из Корана (сура ал-Ихлас)! А также поисковцы нашли здесь самый массивный (толстый) надгробный камень, с вырезанными розетками в виде лепестков. Наши старания на местности «Агъал» увенчались успехом – нашли захоронение родоначальника Рустамовых (Галимовых) Сурхая! Плита длиной в 3 метра, датирована ХIII-XIX вв. Это успех! Именно Рустамовых называли «Агъал».

В стене школьного огорода обнаружили самую архаичную стену. Проведя сравнительное полеографическое исследование, поисковики установили, что плита датирована X-XI вв.! Удивительно, но факт!
С нашим мнением согласились к.и.н. А. Каяев (историк) и к.и.н.Ш. Шихалиев (ст.науч. сотрудник института истории и археологии). Письмо, обнаруженное на плите, определенно «раннее куфи»! Эти стены, по удивительной случайности, остались неповерженными разрушителями исторических памятников.
Удивили нас и находки на солнечной стороне холма Кукушкин камень и у подножения склона «Ххуйиххаллил хъач1» (хорошие склоны). Здесь среди огромных валунов и каменных глыб, обнаружили надмогильные камни-плиты XXII-XVIIIвв. Оказывается, могилы были погребены грязевокаменным потоком. О них никто и никогда не помнил. Люди ахнули, удивленнию не было конца, когда мы им рассказали о находках в местечке «Къунттабалу» (среди камней).

У подножия хорошие склоны (Ххуйиххаллил хъаъ1) нашли плиту с особым орнаментом и особой формой написания даты. Эта плита вызвала много сомнений и пересудов. На плите нашли хронограф (дата) 876год! …… Вот удача! Радости не было конца, IX в.! «Значит мы на пороге великого открытия?» — мелькнула в голове мысль. Сфотографировали плиту и отправили в институт истории и археологии. Вскоре получили ответ, мол в истории ислама был период, когда первую цифру, то есть тысячу не писали. Как жаль! Таким образом, наш древний памятник помолодел сразу на тысячу лет. Однако, отличительный от всех плит орнамент и высеченные атрибуты алима и воина не умалили историческую значимость данного памятника.
Далее, не безуспешно прошли поисковые работы возле селения в местечке «Цалчинмур х1атталу» (Первое кладбище). Здесь фактически не сохранились вертикально стоящие стены – все разбиты и растащены для строительных работ, или же упали и остались лежать под толщей земли.
Нам удалось найти и узучить здесь в памятников, относящихся и XVIII – XVIII векам. Для убедительности наших сообщений провожу содержание текста, высеченного на одной из плите: «Владелец этой могилы Шайх, сын Баджали, да простит их обоих Аллах. В году тысяча двести сорок пятом. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:» Мы созданы из земли безгрешными, а возвратимся в землю с грехами», или же более лаконичный «Владелец этой могилы Кайлу дочь Амирхана. 1124 год хиджеры». Несомненно, большой интерес представляют двухярусные захоронения, обнаруженные во время проведения строительных работ у подножия горки Оьнттаялу (Ложбинка), что на окраине «Цолчинлур х1атталу» (Первое кладбище). Отсутствие каких-либо знаков символов и арабской графики на могильных камнях бесспорно, даст право говорить об архаичности и о доарабском времени этих могил, то есть датировать их первыми столетиями нашей эры. Внушительный (более 2-х метров) пласт земли над каждым ярусом свидетельствует о глубокой древности захоронений. Не албанского периода ли эти захоронения? Очень хочется утвердительно ответить на этото вопрос… К тому же подобные «каменные ящики» (могилы) нашли мы на участке склона между дорогой, ведущей на Кукушкин камень и горки Оьнттаялу. Они определены как зороастрийские захоронения.
Много интересного и удивительного поведали камни, вмонтированные в стены домов. Здесь мы встретили немых свидетелей древней культурной эпохи – языческие символы разнообразных видов. Вот к примеру, изображение лабиринта, высеченного на камне в стене жилого дома. Подобные начертания лабиринтов известны и за пределами Дагестана. По мнению специалистов, изображения подобных лабиринтов на стенах домов служили оберегом от проникновений враждебных сил и от разрушения. Начертания этого символа наиболее часто встречается рядом с другими характерными орнаментальными мотивами: салярными знаками, ромбами и спиралями различных видов. Самый популярный орнаментальный мотив, встречающийся в старой части селения, это начертания на камнях изображения свастико – спирали. Подобные символы известны по орнаментам изделий трех-четырех тысячелетней давности из Закавказья, Малой Азии и Балканского полуострова.
В ходе поисков было выявлно около 20 куфических надписей. Шесть из них по полеографическим особенностям датируются в пределах XI-XIIIвв.
Особый интерес представляет выявленная надпись на стене Аракульской мечети. Основной текст надписи выполнен почерком «насх» с элементами цветущего куфи. Он читается так: «Построили эту мечеть после того, как она была разрушена. Мукай сын Батыра и его жена Бике, дочь Касума. Строители Шахан, сын Хамда и Узукай, сын Халифата из Ихрека, да пребудет милость Аллаха над ними всеми. Написал Салман». По полеографическим особенностям эту надпись вполне можно датировать второй половиной XIII века.
Учитывая сообщение надписи о разрушении Аракульской мечети, можно предположить, что монголо-татары двигались на Гази-Кумух по маршруту Дербент-Касумкент- Ахты – Рутул – Ихрек- Аракул – Сиящи – Хосрех – Гази – Кумух. Вот такой несущий богатую информацию камень вмонтирован в стену нашей мечети.
В ходе своих палеографических исследований и поисков древностей мы преследовали одну единственную цель — на фактическом материале углубить и уточнить древнюю историю Аракула, прояснить его туманные истоки, выявляя древности, способные «рассказать» о далеком прошлом Аракула и его поселенцев.
Изучая исламские тексты на надгробных плитах, мы сделали выводы, что аракульцы владели всеми стилями арабского письма такими как, «куфи», «цветущий куфи», «поздний куфи», «ранний куфи», «сульс», «насх», «нисба»; уровень религиозного образования, а также исламская грамотность населения были достаточно высокими.
Эпиграфика, как воспомогательная дисциплина истории, помогает проследить социально – экономическую жизнь народа.
Изучение древних памятников раскрывает большие возможности в деле конкретизации тех или иных исторических событий и явлений.
К большому сожалению, выявленные нами памятники или разрушаются или находятся в плачевном состоянии. Многие безвозвратно утеряны.
Ответственной задачей на нас ложится восстановление и сохранение эпиграфических памятников для последующих поколений, как «говорящий» пласт истории, проливающий свет на многие стороны жизни общества.
Очень точно о необходимости сохранять памятники прошлого сказал польский архитектор: «Уничтожение памятников, говорящих об истории народа, замазывание и утеря следов его прошлого ослабляет народ, уничтожает чувство традиции, делает общество податливым к национальному вырождению». Огромна роль памятников в воспитании патриотизма, в развитии эмоционального мира человека. Одним словом, эпиграфическое наследие занимает в жизни общества важное место…
Каждый народ обладает «правом на наследие», которое является частью его духовной культуры…

Г. И. Гадисов,
историк-краевед
Аракул, сентябрь 2019 г.