Роль старшего вожатого в работе Детской общественной организации

У нас в Дагестане в 500 школах уже созданы первичные отделения общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» по Указу Президента РФ от 29.10.2015 года. Проходя повышение на курсах ДИРО, нам объяснили, как создать РДШ в школе.

Поэтому я хочу на страницах газеты «Рутульские новости» осветить этот вопрос, чтобы вожатые, заместители директора по воспитательной работе и директора школ района имели понятия о создании РДШ в школе.
Детство — это особенный, значимый мир в жизни каждого человека. Этот яркий жизненный период постоянно находится в процессе развития, в движении. Дети — это особенная ценность общества. Это будущее нас, взрослых. Поэтому, нужно стараться привлечь внимание детей во все аспекты взрослых структур.
Школьники, работая в ДОО, получают по максимуму интересную жизнь, наполненную делами, имеющие большое значение для окружающих, которые выполняют они сами. Возможность проявить себя, свое творчество, таланты основывает навыки планирования работы детской организации.
Но стоит отметить, что наибольшую степень влияния на развитие ДОО, на становление личности школьника оказывает старший вожатый. Ему необходимо увлечь детей общей целью, стать для школьников единомышленником, который строит отношение между педагогом и ребенком на основе доверия, добра, а главное, благоприятно влияет на развитие личности школьника.
Основные функции старшего вожатого закладываются в Устав детской организации. Их можно разделить на несколько функций:
1. Педагогическая (развитие личности школьника, развитие ДОО);
2. Защитная (обеспечение здоровья и безопасности школьников, а также защита интересов);
3. Прогностическая (анализ работы детской организации);
4. Организаторская (создание комфортных условий для работы в детской организации детей);
5. Коррекционная (исправление ошибок в работе ДОО).
Становление коллектива (стадии первоначального сплочения). Организатор коллектива — педагог, от него исходят все требования.
Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.
Коллектив в это время выступает как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции.
Если вожатому понадобилось сплотить ребят в новый коллектив для выполнения своей цели работы с ними, то предлагается следующий алгоритм формирования коллектива.
1. Я создаю коллектив.
2. Я должен понравиться детям.
3. Я должен их изучить.
4. Я должен определить ведущий вид деятельности, в котором мы объединимся.
5. Я должен увлечь ребят этой деятельностью.
6. Я должен объединить вокруг этой деятельности ядро – моих ближайших помощников (актив).
7. Я должен поставить перед ребятами яркую далекую и не менее яркую близкую цель.
8. Я должен утвердить определенный стиль общения, стиль отношений между ребятами.
9. Я должен частично передать управление деятельностью ребятам и создать органы самоуправления.
10. Я должен обеспечить всем надежное чувство защищенности.
Хотелось, чтобы старший вожатый не забывал эти правила. Следовал всем принципам алгоритма формирования коллектива, а главное помнил, что он является помощником в развитии детской общественной организации.
Роль старшего вожатого нельзя назвать только руководящей, вожатый является равноправным членом детской организации, он исполняет роль советника, партнера, что очень важно во взаимоотношении детей и взрослых. Школьников формат партнерских отношений не пугает, не позволяет замыкаться в себе, а наоборот позволяет показать все свои достоинства в организации работы, в общественной деятельности. А это приводит к успеху развития и существования ДОО.
В целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе системы ценностей, присущей российскому обществу, Указом Президента от 29 октября 2015 г. № 536 была создана Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» (далее – РДШ). Ключевой фигурой организации деятельности РДШ в школе является старший вожатый. Это и лидер, признаваемый детьми, который умеет ставить цель, планировать, стимулировать деятельность по направлениям, и наставник, и старший товарищ, способный воодушевлять детей к реализации себя в предлагаемых направлениях детско-юношеской организации.
Современные дети и подростки активно включаются в общественные отношения, участвуют в общественной деятельности наравне с взрослыми. Естественной потребностью детского возраста является стремление к объединению. Дети, развивая в коллективных отношениях индивидуальные знания, опыт, силы и возможности, объединяются в разновозрастные сообщества с целью достижения общественно-значимой цели в различных видах деятельности.
Целью Российского движения школьников является совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей. Для достижения поставленной цели необходимо определить условия воспитательной деятельности, способствующие развитию личности, в которых каждый ребенок сумел бы максимально осмыслить свою индивидуальность, раскрыть свои желания и потребности, постичь свои силы и способности, свое значение в жизни, в семье, в обществе.
В своей деятельности старший вожатый должен ориентироваться на основополагающие принципы формирования первичного отделения РДШ:
— массовость и добровольность участия;
— дифференциация интересов, обучающихся с учетом уровня и их потребностей, эмоционально-волевой и ценностно-нравственной сферы;
— субъект-субъектные отношения между и детьми в процессе их совместной деятельности.
При организации первичного отделения РДШ старшему вожатому необходимо учитывать принципы, позволяющие сделать его деятельность эффективной и качественной.
Российское движение школьников позиционируется как объединяющий формат, в который включены все существующие и создаваемые объединения обучающихся (детские общественные объединения, клубы, волонтерские центры, советы ученического самоуправления и пр.), с целью расширения их права на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы. В связи с этим старший вожатый рассматривается как лидер эффективного становления и развития объединений учащихся в системе первичного отделения РДШ. Пути решения основных задач деятельности детско-юношеской организации на уровне первичного отделения раскрываются в функциях старшего вожатого, которые представляют собой комплексную систему трудовых действий.
Определены основные направления деятельности РДШ: личностное развитие, гражданская активность, военно-патриотическое, информационно-медийное.
Направление «Личностное развитие»:
— популяризация здорового образа жизни;
— творческое развитие — стимулирование творческой активности школьников;
— популяризация профессий;
— стимулирование и мотивация школьников к личностному развитию, расширению кругозора в многообразии профессий.
Направление «Гражданская активность»:
— сохранять и развивать исторически сложившиеся дружеские отношения народов России, сплачивать в едином федеративном государстве, содействовать развитию национальных культур и языков Российской Федерации;
— способствовать формированию активной жизненной позиции школьников;
— формировать у школьников осознанное ценностное отношение к истории своей страны, города, района, народа.
Направление «Военно-патриотическое»:
— совместно с ответственными педагогами сформировать школьную систему нормативно-правового обеспечения деятельности в области военно-патриотического воспитания;
— организовать работу военно-патриотического клуба на базе ДОО и вовлечь в нее детей.
— организация военно-спортивных игр, соревнований, акций;
— встречи с интересными людьми, Героями нашего государства и ветеранами ВОВ.
Направление «Информационно-медийное»:
— разработать и реализовать модели многофункциональной системы информационно-медийного взаимодействия участников РДШ;
— создать информационно-медийный центр (ИМЦ) для реализации системы информационно-медийного взаимодействия участников РДШ;
— создать систему взаимодействия с информационно-медийными партнерами.
Старшему вожатому рекомендуется организовать взаимодействие с тремя целевыми группами:
1. Обучающимися;
2. Педагогическим сообществом (например, классными руководителями, завучами по воспитательной работе, администрацией образовательной организации);
3. Родителями обучающихся.
Нормативные документы, регламентирующие деятельность Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» в образовательной организации:
1. Устав Организации.
2. Программа.
3. Регламент работы проектной группы.

А. И. ИСМАИЛОВ,
старший вожатый-методист
Хлютской СОШ.