Отчет начальника отдела опеки и попечительства администрации МР «Рутульский район» Курбанова К.А. по защите законных прав и интересов несовершеннолетних

Отдел в течение 2017-2018 годов работал согласно утверждённого Главой администрации плана работы и согласно Положению об отделе опеки и попечительства.
Основными документами, регламентирующими деятельность ООиП являются Законы РФ и РД «Об опеке и попечительстве», Закон РД «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РД государственными полномочиями Республики Дагестан по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, а также «Положение об отделе опеки и попечительства района». Отдел опеки и попечительства по Рутульскому муниципальному району РД, выполняя законы и нормативные акты, связанные с гарантированной защитой прав детей, проводит определенную работу по оказанию помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа данной категории.
Приоритетными задачами отдела опеки и попечительства в деле обеспечения защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также недееспособных и ограниченно дееспособных совершеннолетних гражданина 2017-2018г.г., являлись:
1. Своевременное выявление, учет и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, проживающих в семьях, находящихся в ситуации, угрожающей их жизни и здоровью и дальнейшее их устройство;
2. Выявление, учет и устройство недееспособных и ограниченно дееспособных совершеннолетних граждан;
3. Обеспечение приоритета семейных форм устройства и воспитания детей, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека и попечительство, приемная семья), недееспособных и ограниченно дееспособных совершеннолетних граждан
4. Осуществление контроля над условиями жизни опекаемых, приемных, усыновленных детей;
5. Осуществление контроля над расходованием денежных средств, принадлежащих несовершеннолетним, полученных опекунами от сдачи жилья и другого имущества в наем, аренду и т.д., согласно формы отчета опекуна о хранении, об использовании имущества подопечного. (Постановление правительства РФ от18.05.2009 № 423);
6. Защита прав и законных интересов подопечных в судах, учреждениях и организациях;
7. Профилактика социального сиротства в виде осуществления индивидуальной профилактической работы в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними;
8. Оказание населению всех муниципальных услуг, предусмотренных и утвержденных Главой администрации и зарегистрированных министерством юстиции регламентов.
В течение отчетного периода отделом велась работа по приему граждан, рассмотрению их устных и письменных заявлений, запросов. Проводились консультации, оказывалась практическая помощь в оформлении документов, выдавались справки и заключения по различным вопросам. Так в 2017-2018 гг. принято всего граждан — 586 человек, 275 в 2017 г. и 311 в 2018 г.
С целью раннего выявления неблагополучных семей и оказания реальной помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, в районе в 2017 и 2018 году был разработан план работы отдела и отдельный план совместной работы отдела с межведомственными учреждениями Рутульского муниципального района по работе с семьей, находящейся в социально опасном положении. В совместный план вошли вопросы по работе с целью сохранения биологической семьи:
— организация межведомственных мероприятий по выявлению несовершеннолетних, находящихся в обстановке, представляющей угрозу для их жизни или здоровья;
— изучение причин неблагополучия семьи, ее особенности;
— первичное обследование семьи;
— работа по сбору материала на семью (запрос характеристик);
— участие в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях образования, а также оказывать содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
— привлечение специалистов, способных помочь в разрешении проблем, которые семья не может решить самостоятельно. (Педагогов, адвокатов, юристов, нотариусов, психолога, медработников).
Совместно с инспекцией ПДН ОМВД, прокуратурой и судом принимали участие в урегулировании разногласий между родителями по вопросам содержания, воспитания и образования несовершеннолетних, особенно досудебного общения, раздельно проживающих родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек с детьми. При возникновении ситуации, угрожающей жизни и здоровью детей, по Закону сотрудники отдела опеки и попечительства по согласованию с прокуратурой и вместе с сотрудниками ПДН ОМВД, участковой и социальной службой, изымают из семей таких детей на основании акта отобрания ребенка у родителей. Дети временно определяются в семьи родственников, а впоследствии в семьи опекунов, преимущественно тоже к родственникам, с целью скорейшей социальной адаптации ребенка или, в крайнем случае, в специализированные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Но это крайние меры и к ним мы почти не прибегаем. Наша работа направлена в первую очередь на сохранение семьи или возвращение детей в биологические семьи и лишь изредка доводим вопросы до суда на лишение или ограничение родителей в родительских правах. Так, за отчетный период не принято ни одно решение о лишении родителей их родительских прав в отношении их несовершеннолетних детей, и лишь два человека ограничены в родительских правах, один гражданин — отец двоих детей из с. Зрых Ахтынского района и одна мать из нашего района на 1 ребенка. На сегодняшний день нами начислено и выплачивается опекунских пособий по 4697,8 рублей на каждого опекаемого, что я не отношу к помощи, так как мизерные средства, предназначенные на содержание этих детей, и являются самыми низкими в России.
Так в 2017 году выплачено пособий опекунам и попечителям — 3 316 082 рублей из 4 753 520 предусмотренных, что составило 70 %. 1 200 000 рублей было уменьшено Минфином. В текущем году нами выплачено пособий 3 607 296 рублей, или 81 % от предусмотренных 4 453 000 рублей. Средства по пособиям нами почти всегда своевременно переводились на счета опекунов и попечителей. Лишь этим летом была трехмесячная задержка по вине Минфина. Не поступали средства. В настоящее время пособие выплачено за октябрь месяц. Подана заявка и на ноябрь и декабрь месяцы. Задолженности, недоплаты по пособиям отсутствуют. За этот же период выплачено единовременного пособия в 2017 году – семьям в сумме -111 111,69 руб. или по — 16 537 руб. на семью и в 2018 году- 83 795,45 руб. или по 16 759 руб. на семью. Жалоб и замечаний по этим выплатам не поступали.
В ходе осуществления деятельности по выполнению регламентированных государственных полномочий отдел занимался подготовкой документов по оформлению и подготовке проектов Постановлений Главы района по установлению опеки и попечительства над несовершеннолетними, недееспособными и ограниченно дееспособными совершеннолетними гражданами. Так в 2017 и 2018 гг. установлена опека над 4 несовершеннолетними детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, а также опекуны назначены 4 недееспособным. При сравнительном анализе за последние годы количество детей, состоящих на учете, сократилось с 81человек в 2016 году до 64 человек в 2018 году, т.е. сократилось на 17 детей. За тот же период не поданы в суды ни одного иска по лишению родительских прав. Данное сокращение не является результатом ослабления отделом работы по выявлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а является результатом более жёсткого отношения при рассмотрении и приеме правоустанавливающих документов.
От слаженной, координированной работы всех звеньев, заинтересованного и добропорядочного отношения каждого из нас зависит успех в деле защиты прав и интересов несовершеннолетних, недееспособных и ограниченно дееспособных. Это наш долг перед будущим поколением.
На сегодняшний день скоординированная и заинтересованная деятельность имеется на уровне отдела, РУО, КДН, РОВД, УСНЗ. Здесь мы планируем и проводим совместные рейды, проверки, составляем акты, оказываем помощь, организовываем встречи, проводим межведомственные операции, к примеру: операция «Подросток», «Забота», «Безопасная дорога», «Права человека — глазами детей» и другие мероприятия. К сожалению, подавляющее большинство руководителей и заместителей директоров школ, сельских Советов выпадают из этого звена, перекладывая решение данных вопросов на других своих работников, на педагогов-наставников, психологов и секретарей сельских Советов. Как все вы знаете, ни статус их должным образом не проработан, ни кадры, работающие на этих должностях не соответствуют возросшим требованиям и злободневности вопроса защиты прав детей, и поэтому в дальнейшем необходима скоординированная совместная работа в этом направлении.
По обсуждаемой тематике наша совместная работа с сельскими администрациями завершается нашими беседами и посещением детей на дому, составлением актов. Вопросы оказания материальной помощи, защиты жилищных и имущественных интересов в большей части выпадают из поля зрения сельских администраций.
По защите жилищных интересов детей-сирот, цифры по выдаче разрешений отчуждения жилья мною озвучены выше. По линии государства за счет средств республиканского бюджета в 2017 году приобретено и выдано детям-сиротам социального жилья на 6 человек, и в 2018 году Минобразованием и Минфином было запланировано и доведено до района цифры на 6 человек, и соответственно нами по проведенным электронным торгам приобретено жилья на вторичном рынке на 6 человек, а средства пока поступили на 3 чел, т.е. 50% от запланированного (1 508 067 рублей из заложенных 3 016 134 рублей).
Вопросы оказания материальной помощи нуждающимся детям или их законным представителям в нашем районе решаются плохо в виду дотационного характера бюджета, отсутствием средств. Удовлетворение обращений граждан по оказанию материальной помощи по ремонту жилья, проведения мероприятий по лечению в основном не можем удовлетворить. Вместе с тем, благодаря внимательности руководства района часть из них получают хоть и небольшие суммы единовременной помощи из районного бюджета. Остальная материальная помощь, оказываемая детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, заключается в разовой раздаче через фонд «Всеобуча» детских вещей и адресная помощь сиротам и инвалидам из центра соцзащиты населения.
Приемных семей и детских домов семейного типа у нас нет, да и в республике их нет.
Патронаж нами осуществляется за детьми обучающихся в ВУЗах, где мы имеем информацию о поступлении наших детей, мы поддерживаем связь с ВУЗами, ССУЗами и оказываем всяческую помощь и поддержку. Только в текущем году помогли получить льготы шести студентам, несмотря на сопротивления канцелярий и бухгалтерий ВУЗов. Мы также поддерживаем связь с воинскими частями по патронажу за прохождением службы детьми-сиротами. Вся основная деятельность отдела ныне регламентирована и по новой электронной системе мы начали оказывать муниципальные услуги в электронном виде. Их у нас было 12 услуг. На все эти услуги нами были своевременно разработаны и представлены в Министерства юстиции и экономики регламенты, на которых возложены обязанности по их проверке и контролю. Они опубликованы на сайте Республики «Госуслуги Даг. ру» и на сайте администрации района.
Мне бы хотелось, пользуясь, случаем своего выступления на Административном Совете, просить всех руководителей учреждений и организаций и глав сельских поселений о своевременном реагировании на наши запросы, чтобы наши граждане своевременно и в полном объёме получали предусмотренные услуги. Дело в том, что все эти перечисленные услуги затрагивают интересы наиболее уязвимой части населения, наших с вами детей. Надеюсь, что и через МФЦ они будут своевременно разрешаться.